Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ
Патриотизм детям
Автор: Верхозина Ирина Михайловна   
16.06.2015 12:13

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ

(в условиях внедрения ФГОС ДО)

Выполнил: Старший воспитатель МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Верхозина И.М. Инструктор по физической культуре МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Ситилкина Е.В Тольятти-2015

 

Скачать конспект

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.).

Одним из направлений познавательного развития дошкольников согласно ФГОС ДО (приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17. 10 2013 г.) является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Однако развитие личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому, невозможно без обращения к государственной символике России. В связи с этим требуется активизировать работу педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации.

В последнее время в России значительно возрос интерес к изучению символики. В полной мере это относится и к геральдике, которая не просто переживает период увеличения научного внимания, но и становится элементом реальной жизни, приобретает общественно значимый характер. Кроме того, происходит массовое возрождение старых и создание новых городских гербов.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные), общение, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Символика оказывает сильное эмоциональное воздействие на воспитанников, вызывает большой интерес и имеет несомненный воспитательный эффект, именно поэтому я выбрала эту тему.

Противоречия

По ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечеству, но эту задачу решить непросто из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 года сформулированы следующие задачи: расширять представления детей о родном крае, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за её достижения, но из-за недостатка условий в развивающей предметно-пространственной среде (нет необходимых пособий, материала) эти задачи также решить проблематично.

Профессиональная проблема: как сформировать первоначальные представления о символики родного края у детей 6-7 лет?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

  1. Обозначить пути формирования первоначальных представлений о символики родного края у детей 6-7 лет.
  2. Разработать механизм, определив эффективные формы, методы, средства формирования у детей 6-7 лет представлений о символики родного края.
  3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма.
  4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми, материалами, отражающими тематику работы.
  5. Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды путём изготовления и приобретения пособий по символике родного края.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Кадровые условия: воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, воспитатель по ИЗО.
  2. Научно-методические условия:
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 года
  • Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О. В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2014. – 210 с.

3. Материально-технические условия: проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр, аудиозаписи по теме.

4. Нормативно-правовые условия:

  • ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Постановление от 15 мая 2013 года №26 об утверждении СанПин 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.;
  • Постановление Правительства Самарской области от 26. 09. 2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области».

5. Информационные условия:

Литература:

  1. «Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие. / Под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2013. – 214 с.
  2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Работа ДОУ с семьёй – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
  3. Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной. ар 2004. Alledu/document/380/839
  4. Организационные условия:
  5. Разработка конспектов ООД.
  6. Подборка дидактических игр по теме.
  7. Разработка планов-конспектов по работе с родителями.
  8. Разработка сценария итогового мероприятия.
  9. Подготовка презентации по теме.

Приложение 1

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме: «История родного края через сказочный фольклор»

Разработали:

Старший воспитатель МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Верхозина И.М.

Инструктор по физической культуре МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Ситилкина Е.В

Возрастная группа: 6–7 лет (подготовительная к школе группа)

Виды деятельности детей:

  1. Игровая
  2. Коммуникативная
  3. Познавательно-исследовательская
  4. Конструирование
  5. Музыкальная
  6. Двигательная

Интегрированная деятельность: познавательно-коммуникативная деятельность.

Интегрированная форма: презентация проекта.

Образовательные задачи:

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:

1. 1 Выявить и закрепить знания детей об истории нашего города (Тольятти).

  1. 2 Формировать представления о символике родного края, города.
  2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта:
  3. 1 Стимулировать эмоционально-положительное отношение к истории родного края, его символам.
  4. 2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процесс восприятия музыки, исполнения танцев.
  5. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий:
  6. 1 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о своем костюме.
  7. 2 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности (монолог-рассуждение).
  8. 3 Развивать мелкую моторику в процессе составления гербов из пазлов.

Материалы и оборудование:

Стимульный материал:

  • объявление (письмо),
  • бонусы (сердечки с надписью «С любовью к Родине» по количеству детей).

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

  • конструкции для размещения материалов с выполненными заданиями (стенд для размещения наглядного материала, стол);
  • контрольно-оценочные материалы (ментальная карта);

2) материалы для преобразования и трансформации

  • пазлы гербов городов Самарской области,
  • наглядно-символический материал (папка-панорама традиционных костюмов народов Среднего Поволжья);
  • наглядно-иллюстративный материал (сюжетные картинки, иллюстрации, фотографии, альбомы);
  • действенно-практический (подсобные материалы, предметы, игрушки, коллекции);

3) материальные средства для деятельности детей

  • аудиозаписи (музыкальные произведения по мотивам литературных произведений родного края, звукозапись песен про родину.);
  • видеозаписи (видеозапись мультфильма «Гора самоцветов»);
  • элементы костюмов и атрибуты для обыгрывания сюжетов, ролей (игра-драматизация народных костюмов родного края)
  • текстовой материал (книги, тексты).

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

  • доска интерактивная;
  • стеллажи;
  • технические средства: музыкальный центр, ноутбук, микрофон, фотокамера, мультимедиапроектор).

Дидактический материал:

  • алгоритм сбора гербов из пазлов.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Методы и приемы

1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности:

  • демонстрация письма от Магистра наук,
  • создание проблемной ситуации «Как расколдовать Магистра наук?».

2. Методы организации и осуществления деятельности:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение),
  • наглядные (демонстрация натуральных, художественных объектов, показ способа действия, наблюдение),
  • аудиовизуальные (демонстрация презентаций «Флаги и гербы городов родного края», «Чайная церемония»),
  • практические (упражнение, дефиле),
  • наглядно-практические (оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм сбора гербов из пазлов).

3. Методы контроля и самоконтроля:

  • вербальная оценка результатов выполнения заданий,
  • коллективный смотр,
  • самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом),
  • рефлексия деятельности.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год