ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Патриотизм детям | |||
Автор: Герк Елена | |||
13.06.2015 13:55 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Герк Е.В., Ишим, Российская Федерация В современном обществе наблюдается утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей. В Федеральном государственном требовании проблема формирования патриотических чувств у старших дошкольников не осталась без особого внимания.
Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
Формирование патриотических чувств применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы впервые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с формированием патриотических чувств у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так в работах Т.Н. Дороновой отчетливо прослеживается идея формирования патриотических чувств, но понятие «формирование патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой формирование патриотических чувств рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, O.JI. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; JI. E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы формирования патриотических чувств у детей-дошкольников через познание Родины-России. В связи с этим у педагогов-практиков возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание формирования патриотических чувств, какими средствами следует его осуществлять и т.п. Однако, несмотря на традиционное декларирование важности формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, эта проблема так и не стала приоритетной в реальной практике ДОУ. В процессе исследования проблемы формирования патриотических чувств у старших дошкольников нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и обращением воспитателей ДОУ к отдельным аспектам формирования патриотических чувств в ДОУ. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в поиске условий, обеспечивающих формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: условия формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
составляют положения, подходы и концепции Т.Н. Антонова, С.А. Козловой, С.Е. Шукшиной, О.А. Артемоновой. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, статистические методы обработки полученных результатов. Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе АНО ДОУ детский сад № 2 «Звездочка» города Ишима. Исследование проводилось в три этапа. Первый этап (сентябрь — ноябрь 2011г.) — изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента. Второй этап (декабрь 2011г. — март 2012г.) — проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка и экспериментальная проверка условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Третий этап (апрель-май 2012г.) — анализ эффективности курсовой работы. Научная новизна исследования:
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять результаты исследования в практике дошкольного образования; содержащиеся в работе практические материалы могут быть использованы педагогами ДОУ при определении содержания и педагогических условий формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста; предложенный диагностический инструментарий даст возможность определить уровень сформированности патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. В современных условиях, когда происходит глубочайшее изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становиться патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Оно возникает в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется постепенно в ходе воспитания любви к ближнему, детскому саду, улице, городу, родной стране. Исследование уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе детского сада № 2 «Звездочка» города Ишима. В эксперименте приняли участие дети подготовительной и старшей группы седьмого года жизни в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек). Для решения поставленных задач опытно – экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этап. Для выявления уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие критерии: информационно-ценностный, эмоционально-ценностный, поведенческо – деятельностный. Выше названные критерии позволили определить уровень сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 45% детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем сформированности любви к родному городу. У этих детей не сформированы представления о родном городе: они не знают названия города, с неуверенностью выбирают герб города из предложенных. Отсутствует интерес к истории города. Эмоциональное отношение носит нейтральный характер (равнодушие, безразличие). Детей со средним уровнем сформированности любви к родному город-55%. Представления детей старшего дошкольного возраста о своем городе не четкие, поверхностные. Способны с помощью педагога воспроизвести значительную часть этих знаний, но они недостаточно полны и конкретны, отрывочны, интерес к ним поддерживается взрослым, не всегда может применить знания о городе в различных видах деятельности. Высокий уровень сформированности любви к родному городу — отсутствует. С целью повышения уровня сформированности любви к родному городу нами был проведен формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте участвовали 10 человек экспериментальной группы. В процессе формирующего эксперимента мы попытались реализовать следующие условия: проведение бесед, направленных на изучение культуры и истории родного города; включение детей в проектную деятельность. После формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент, результаты которого показали значительное повышение уровня сформированности любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста у экспериментальной группы: высокий уровень составил – 70%, средний уровень – 30% и низкий уровень сформированности любви к родному городу составил – 0%. Таким образом, выявленные и реализованные нами условия являются эффективными. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.
|