Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» … |
Патриотизм детям | |||
Автор: Непомнящая Наталья Владимировна | |||
12.06.2015 18:17 | |||
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» … Н.В. Непомнящая, инструктор по Физической культуре и туризму Родина: Что такое – слово «Родина»? Загляни в дверную щель И весь Хостинский район – Алычёвые сады, Прорастает в ней самшит, величавый тис… Воронцовская пещера Надо! Пусть всех Бог благословит! Здесь театр, цирк, вокзалы Переходит дальше Родина Ждет в России тебя Родина, Ты открой окно пошире, И ты! Н. Непомнящая «С чего начинается Родина?». Знакомые всем нам слова с детства. А ведь Родина и начинается с детства! Наша задача, задача всех педагогов всех городов нашей Родины – научить малыша любить Родину. Беречь Родину. Восхвалять Родину. Гордиться Родиной. Быть достойным гражданином своей Родины. Патриотическое воспитание. Как же объяснить маленькому человечку, что же такое – Родина? Как и за что её нужно любить? Чтобы дать достойные ответы на такие вопросы, нужно самому ЛЮБИТЬ Родину, уметь видеть прекрасное. Педагоги нашего центра развития ребенка – детского сада № 41 г. Сочи не один год работают над задачей патриотического воспитания дошкольников и стараются как можно больше дать знаний по этому вопросу. Опираясь на опыт работы, в дошкольном учреждении разработана программа «Сочиведение для малышей» (Непомнящая Н.В.), которая включает такие вопросы, как воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. Туристско-краеведческая деятельность позволяет маленькому человечку познать окружающий мир в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов и путешествий, лучше и наглядно изучать свой район, город, край, страну, изучать духовно- нравственные традиции своего народа. А ведь это и есть начало патриотического воспитания. Путешествуя, изучая свой край, город, район, улицу, маленькие патриоты непосредственно видят, что происходит вокруг, слышат, осознают окружающий мир. Путешествуя по родным местам, у ребёнка создаются более яркие, эмоциональные ощущения, в памяти откладываются запоминающиеся образы; так ребенок видит то, чего не увидит в книге. Путешествуя, ребенок становится более коммуникабелен, общителен, учится общаться со сверстниками и взрослыми, учится жить и работать в одной команде, коллективе. Путешествуя, ребёнок учится любить природу, уважать окружающий мир. Путешествуя, ребёнок учится ЛЮБИТЬ и понимать Родину и гордиться ею. Но чтобы правильно воспитать достойного гражданина, необходима целенаправленная система работы всего педагогического коллектива учреждения, поэтому педагоги нашего центра развития ребенка постоянно разрабатывают новые интересные идеи, занятия, путешествия, экскурсии, к которым необходима соответствующая подготовка. Необходимые условия для патриотического воспитания дошкольников – естественная среда жизнедеятельности: природные и климатические условия, социальная сфера, знание исторических аспектов района, города, культурных традиций своей малой родины. Город Сочи уникален по своему расположению. Здесь мягкий климат. С оной стороны город прикрывают от сильных ветров горы, а с другой стороны — море отдает городу свое тепло. Исследования, различные путешествия можно проводить круглогодично. Природные условия нашего города позволяют органично осуществлять экологическую, краеведческую и туристскую деятельность. В течении всего учебного года ребята вместе с родителями изучают природные и социальные объекты края и города Сочи, знакомятся с достопримечательностями, с памятниками искусства и архитектуры. Выбор тем и объектов согласуется с базовыми образовательными программами. Содержание разделов раскрывается через изучаемые темы в регламентированной и нерегламентированной деятельности, работе с родителями, инструктором по физической культуре, экологом, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, воспитателями центра развития ребенка. Изучая раздел «Географические характеристики», ребята узнают, чем же так интересны туристско-краеведческие путешествия, рассматривают фотоотчеты туристских клубов, знакомятся с географическими характеристиками непосредственно во время путешествий, изучают районы города Сочи, знакомятся с его климатом, населением; узнают, почему город Сочи называют курортом и столицей зимних олимпийских игр. Юные сочинцы впервые знакомятся с картой и топографическими знаками; после участвуют в соревнованиях по спортивному ориентированию. Во время прогулок к морю, дошкольники знакомятся с географическими характеристиками Черного моря, знакомятся с легендами о море, наблюдают и узнают — почему же оно Черное? Педагоги стремятся дать как можно больше знаний о богатствах Черного моря, его обитателях. Ежегодно, 31 октября, в день защиты Черного моря весь коллектив вместе с детьми и родителями воспитанников участвуют в экологических акциях по защите моря. Большое значение педагоги уделяют т выбору маршрута будущей экскурсии, прогулки. Желательно, чтобы он проходил по живописным местам, чтобы ярче отразиться в памяти ребенка. Во время путешествий в парки города, в тисо-самшитовую рощу, в лесную зону, дошкольники знакомятся с растительным миром Сочи, учатся беречь природу, с удовольствием принимают участие в природоохранных мероприятиях города. Воспитатели также уделяют огромное внимание культурному наследию города. Знакомят и организуют встречи со знаменитыми жителями Сочи, знакомят с произведениями местных художников, музыкантов, поэтов, помогают разобраться в фольклорном искусстве, ремеслах и традициях, обрядах. Вот уже несколько лет подряд, 2 раза в год, старшие дошкольники нашего центра развития ребенка воспитывают свою волю и дух к победе в военно-патриотической игре «Зарница», которая готовит будущее поколение с патриотическими взглядами на жизнь. На 3 дня юные патриоты Родины вместе со старшими товарищами выезжают в лесную зону и проживают в полевых условиях, ежеминутно выполняя различные поручения. Ребята приезжают с таких мероприятий необыкновенно счастливыми и немного повзрослевшими. Педагоги и воспитанники принимают участие в городских и краевых конкурсах, фестивалях по краеведению и сочиведению, исследовательской и поисковой деятельности, народных и фольклорных празднествах города и района – это и есть основная форма туристско-краеведческой деятельности. Изучая родную местность, ребята изучают историю своих улиц, района, города. Основная форма познания окружающего мира – наблюдение и творческая деятельность. Учитывая возрастные особенности наших воспитанников, большое внимание уделяется, конечно же, игре, игровым приёмам как основе развития ребёнка в данном возрасте, приданию эмоциональной окраски каждому путешествию в окружающий мир. В любом путешествии, на любой прогулке каждый воспитанник может проявить себя как турист или краевед, экскурсовод. Каждый исполняет правила и обязанности. Постепенно, от путешествия к путешествию, от прогулки к прогулке у воспитанников складывается прекрасный образ родного уголка, появляются любимые места. Всё это закладывает основы патриотизма. Туризм неотделим от краеведческой деятельности. О нем можно говорить не только как об оздоровительном комплексе, но и о как важнейшем средстве нравственно-патриотического воспитания, так как во время походов и путешествий педагоги нравственно воспитывают дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, воспитывают маленьких граждан, которые любят и ценят свою маленькую родину. Так, все вместе — и мы, педагоги, и воспитанники вместе со своими родителями решаем задачу патриотического воспитания, используя социально-педагогический потенциал окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития Личности, личности юного патриота, маленького гражданина своей Родины! План-конспект открытого интегрированного эколого-краеведческого мероприятия В подготовительной группе Место проведения: мини-краеведческий музей дошкольного учреждения, экологическая тропа ДОУ Оборудование: фотографии старого и нового города Сочи, Хосты, карта-схема площадки ДОУ, карточки-модели. Занятие проводят эколог, воспитатель Цель: Продолжать знакомство с историей родного города, поселка, в котором живут юные хостинцы. Вызвать чувство гордости за свою малую родину. Задачи:
Ход занятия. Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие по родным местам любимого города и поселка и приглашает пойти в музей детского сада. - Рассматривание фотографий старого Сочи, Хосты. Воспитатель: — Вот таким был наш город и наша Хоста более 100 лет назад. Сейчас я вам расскажу немного об истории нашего района, и почему Хоста носит такое название (рассказ воспитателя). - А теперь наша Хоста совсем не такая, какой мы её видим на старых фотографиях. Она стала намного краше, благодаря людям различных профессий, которые преумножили богатства и красоту Хосты -Давайте вспомним, на берегу какого моря расположен город Сочи и наша Хоста? Хотите, я вам расскажу, почему море назвали Черным? (рассказ воспитателя — гипотезы) -Ребята, я вам буду показывать фотографии и иллюстрации с самыми красивейшими местами города и района, а вы мне будете называть, что это за объект. - Спасибо, ребята. Куда еще можно пойти с родителями в выходные дни отдохнуть, куда можно пригласить гостей нашего города? - Действительно, в Хосте очень много достопримечательных мест, а наше путешествие мы продолжим по территории детского сада по карте-схеме. В пути у нас будут небольшие остановки, на которых вам нужно выполнить различные поручения. Дети одеваются и выходят на экологическую тропу детского сада, где их ждет эколог. -По карте-схеме находят место 1 остановки. Остановка «Природа». Эколог: — рассказывает о животном и растительном мире Сочи (несколько примеров) -чтение стихотворения или загадки о природе Задание детям: найти по описанию 3-4 дерева, растущих на территории детского сада или дать их описание. Во время путешествия обратить внимание на тополь со скворечником, на котором вбиты гвозди и натянуты веревки для белья из соседнего дома, испорчен ствол дерева. - Давайте-ка послушаем, что расскажет нам тополь. Смотрите, вот на веточке лежит его письмо. Я вам его прочту. «Я очень рад вашему приходу. Погладьте мой ствол – я так люблю ласку и заботу. Злые люди били меня молотком, вогнали гвозди. Мне бывает и обидно и больно, когда так обращаются со мной. Но вы, я вижу, добрые и заботливые, любите все живое. Я обязательно приму скворцов или других птиц в тот скворечник, который вы мне подарили». Воспитатель: — В апреле, в апреле Скворцы прилетят. Скворечня у нас под окном. - Спасибо, мои славные путешественники за добрые слова и ласку. Счастливого пути! (слова тополя заранее написать в виде письма и оставить у ствола дерева или на ветке) Продолжаем путь по карте-схеме к следующей остановке. Остановка 2 (у платана) Эколог: — Вспомните, ребята, а у нас в лесу все ли так хорошо? Если бы у природы была книга жалоб — вот что бы она написала: читает жалобы деревьев: - не ломайте наших веток – это наши руки, не портите ствол – это наше тело, не рвите листочки – это лицо и красота наша. Берегите нас! Сажайте нас! Жалобы насекомых и червячков - не убивайте полезных насекомых, не сажайте нас в коробочки и банки, отпустите нас на волю! Мы больше принесем пользы. Мы, дождевые червяку – друзья ваши, потому что съедаем гнилые листья, рыхлим почву. Не давайте нас в обиду и не бойтесь! Жалобы птиц: - злые мальчишки с рогатками обижают и пугают нас. Помогите нам! Ведь мы ваши друзья! И тогда и лес, и сад, и луг, и поле, и площадка детского сада заполнится нашим многоголосьем. Жалобы растений: -не рвите нас охапками, не вытаптывайте! Любуйтесь нами! Эколог: -- Чем же мы можем помочь нашей природе? Своей теплотой и заботой о ней. Никогда не забывайте, что без природы человек не сможет существовать. - всегда надо помнить, что мы являемся частью природы. Давайте еще раз вспомним, как вести себя в природе. Работа с карточками-моделями. - Вы хорошо справились с заданием. А теперь снова в путь! Там нас ждут новые приключения! - Люди, которые любят путешествия, умеют ориентироваться не только по карте, но и по местным признакам. Вот какие признаки вы знаете? (можно ориентироваться по стволу дерева, по полярной звезде, пеньку, камне, поросшим мхом…) предложить найти какой-нибудь из них на участке детского сада. - Да, я вижу, с вами можно смело отправляться в путешествие и следующая остановка нас ждет в пути! Остановка 3 «Узнай погоду» -Присаживайтесь на скамейки. Немного отдохните. В нашем городе много достопримечательностей, туристов. И когда путешественники собираются в поход, всегда ждут хорошей погоды. Наблюдательные люди на протяжении многих лет учились распознавать признаки хорошей, ясной погоды. Давайте и мы с вами вспомним некоторые из них.. Ответы детей: - дым от костра стремится в небо -мошки вьются кучно -в тучах прорезываются «кусочки» голубого неба. -птицы летают высоко Вспомнить поговорку «Если чайка села в воду — жди хорошую погоду. Чайка ходит по песку- моряку сулит тоску» Эколог: - а сейчас я вас познакомлю с признаками ненастной и пасмурной погоды: -кучевые облака к вечеру увеличиваются в размерах -днем ясно, а к вечеру облачность увеличивается -вечером теплее, чем утром -дым от костра стелется над землей -солнце садится в тучу -соль становится влажной Воспитатель: - Спасибо! Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Мы сегодня узнали много нового о нашей Хосте. Следующее путешествие мы совершим в музей природы. Во второй половине дня предложить зарисовать свои впечатления.
|