ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Карасева Нина Сергеевна Михирева Валерия Евгеньевна | |||
26.10.2021 23:54 | |||
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗНАКОМСТВА С ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ
воспитатели Дошкольное детство — важный период в жизни ребенка, когда у него формируется ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейной жизни и родном крае. Патриотизм — верность Родине, любовь к ней, гордость и ответственность за нее, стремление защищать, приумножать ее богатства и трудиться на ее благо — начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. 6 июня 2022 г. наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I, прозванного Великим и ставшего первым Императором Всероссийским. Пётр I – величайшая фигура в российской истории. Невозможно найти другого исторического деятеля, столь существенно повлиявшего на развитие нашего государства.
В современном мире все больше внимания уделяется созданию так называемых виртуальных образовательных пространств, с помощью которых любой желающий может в виртуальном формате пройти по залам музея, увидеть интересные экспонаты, понаблюдать за необычными животными, прогуляться по таинственным местам парка или города, что является наиболее эффективным способом познания действительности, особенно если речь идет о воспитании маленького ребенка. Поскольку для ребенка, особенно дошкольного возраста, главным инструментом в обучении и воспитании является реальный объект: игрушка, наглядный образ, детали конструктора [1]. Учитывая большое значение реформ Петра I для истории России и в связи с исполняющимся в 2022 году 350-летием со дня его рождения, мы решили создать в нашем ДОУ интерактивный музей «Петровская эпоха»». Цель создания интерактивного музея — вызвать интерес детей к историческому прошлому страны через знакомство с русским царем, первым императором Российской империи Петр I; познакомить детей с отдельными наиболее яркими событиями из его жизни; формировать представление о преобразованиях в России, связанных со временем правления Петра Великого: создании российского флота, выхода в Балтийское море; строительства Санкт-Петербурга; воспитывать чувство гордости за свою Родину, предков, культуру через показ и анализ жизни русского народа; воспитывать интерес к изучению истории. Интерактивный музей позволяет внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения столь популярных сегодня инновационных технологий, так как предполагает ряд различных форм работы с детьми: видеопросмотры, проекты, беседы, конструирование, моделирование, фольклорные и тематические праздники, музыкальная гостиная, встречи с гостями музея, театрализованные представления, игры с экспонатами музея, виртуальные экскурсии. [2] Проведение образовательной деятельности «Великий царь Петр I» с использованием интерактивной доски в интерактивном музее с использованием презентаций в программе Power Point и Smart позволило познакомить детей с первым русским императором; рассказать о его роли в истории нашей Родины; о том, что народ с благодарностью чтит память защитников Отечества. Воспитывать интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей. В рамках работы интерактивного музея был осуществлен мини-проект «Эпоха Петра Великого». Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая. Это способствовало приобщению дошкольников и их родителей к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам, а также формированию единого культурно-информационного пространства в ДОУ. Принципы работы интерактивного музея довольно просты: наглядность, учет возрастных особенностей ребенка, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, дифференцированный подход к каждому ребенку. Организация интерактивных экспонатов «Потешные полки», «Русская азбука», «Наш календарь», «Морской флот», «Указы Петра 1 об этикете», «Здравствуй милая картошка», «И грянул бой, Полтавский бой!» позволила нам познакомить наших воспитанников с биографией Петра I, историей и бытом русского народа, основными историческими событиями. В литературной гостиной ребята рассматривали репродукции картин «Петр 1 в Голландии». «Русский флот при Петре 1»; познакомились с литературными произведениями В. Владимирова «Как Пётр I в Европу за науками ездил и новую столицу на Неве построил…», М. Погореловой «Кто такой Петр I?»; посмотрели мультфильм «Петри Петруша». Полученные знания дошкольники отображали в продуктивной деятельности. Формированию процесса духовного развития через моделирование и конструирование, воспитанию самостоятельности, сотрудничества, коллективизма способствовало выполнение оригами «Кораблик», «Самоходное судно», аппликации «Корабли Эпохи Петра 1», рисование «Старинная школа». Мы учили детей отрабатывать и закреплять разнообразные приемы вырезывания; развивать творчество, воспитывать уважительное отношение к прошлому народа. С большим интересом ребята играли экспонатами музея в сюжетно-ролевые игры – «Цирюльня», «Печатная газета», «Школа», «Путешествие на корабле»; дидактические – «Сколько обуви на лавке», «Найди посуду, которая принадлежала боярам», «Раньше и теперь» и подвижные – «Морская артиллерия», «Моря волнуется раз…» С их помощью мы познакомили детей с одеждой русских воинов, ее назначением, функциональными возможностями и материалами, из которых она изготавливалась; закрепили названия предметов защитного вооружения русских воинов. Сюжетно-ролевая игра «Потешное войско» и познавательная игра-путешествие: «Тайна города Петра», способствовало сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к истории, культуре, наследию России и накоплению практического материала по патриотическому воспитанию и речевому развитию детей. Виртуальные экскурсии «Русский военный костюм», «Полтавская битва», «Город на Неве», «Сено-солома» помогли дать детям представление о том, как изменилась в течение веков одежда русских воинов; развивать диалогическую речь, учить составлять рассказ — осмысление по картинкам; способствовали формированию чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков; утвердили в сознании дошкольников значения исторических связей с предшествующей жизнью своего Отечества, своего народа. Следует также отметить, что важным фактором в работе с детьми является работа с их родителями. Многочисленные опросы и анкетирование показали, что наиболее привлекательным для родителей является новизна, красочное оформление игровых пособий, что усиливает игровую мотивацию в обучении детей, а также умение выстраивать индивидуальную модель взаимодействия педагога и ребенка. Участвуя в жизни интерактивного музея, родители не только видят результаты работы со своими детьми, но и являются полноправными партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами. Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивный музей является эффективной формой патриотического воспитания в дошкольном образовании, которая, несомненно, привлекает внимание как детей, так и их родителей и педагогов, является отражением инициативы детей, обогащает развивающую среду детского сада и внедряет использование новых форм и технологий в дошкольное обучения.
|