Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Краеведческая работа с дошкольниками как форма патриотического воспитания. Из опыта работы.
Патриотизм детям
Автор: Люфт Елена Юрьевна   
05.07.2013 08:40

Краеведческая работа с дошкольниками как форма патриотического воспитания. Из опыта работы.Люфт Елена Юрьевна
Воспитатель высшей категории МБДОУ № 95, г.Красноярск

Приоритетным направлением работы воспитателей нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родной страной. При отборе содержания знаний мы исходим из учёта требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.


Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Основными задачами, которые решаются в ходе наших занятий по ознакомлению старших дошкольников с родной страной, являются:
- расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;
- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;
- развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему;
- формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.
Основными формами нашей работы по  ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являютсяпознавательные занятия, экскурсии, целевые прогулки, которые мы чаще используем при ознакомлении дошкольников с родным городом. Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране. А так же мы проводим занятия в форме игры.  Они очень интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.
Для получения краеведческой информации мы используем следующие источники:
периодическую печать (газеты, журналы);
художественную литературу;
архивные фонды;
фонды музеев;
всякого рода планы и карты;
материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
материалы статистики;
устные свидетельства старожилов.
Основными принципами краеведческой работы считаем:
системный подход;
предельную достоверность фактов;
синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать вне исторического контекста).
Конечным результатом нашей краеведческой работы считаем создание в каждой группе мини-музея, основными задачами которого является:
формирование чувственного, эмоционально-действенного отношения к родному городу;
расширение представления у детей о достопримечательностях города и края;
формирование у детей чувства принадлежности к определенной культуре;
помощь ребенку в  правильном ориентировании в работе с предметами материальной культуры, в изучении их истории происхождения и технического развития;
формирование устойчивой потребности общения с музеем, развитие основы музейной культуры;
воспитание в детях чувства достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край Осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Мы считаем, что работа с мини-музеем также способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
Исходя из опыта и результатов нашей работы, можем с уверенностью сказать, что создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества нашего дошкольного учреждения с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями. Работа по знакомству детей с бытом и культурой края была бы неполной без участия родителей. Они являются нашими помощниками в оснащении музея, пополнении его предметами старины. Кроме этого мы пополняем музей видеоматериалами. Поэтому перед отпуском мы даём домашнее задание родителям отснять старинные украшения домов, праздники в деревнях и селах, а также привозить старинные вещи и предметы.Представленный материал позволяет познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего  народа, города и края.
Тематика музейных экспозиций может быть различной, вот некоторые темы которые используют воспитатели нашего детского сада
«История возникновения города Красноярска»;
«Старый-новый город» (фото - и видео-материалы);
«Природа нашего края»;
«Красная книга нашего края»;
«Гордость нашего города и  края» (Герои ВОВ);
«Семейные реликвии»;
«Семейный музей»;
«В мире старинных вещей» и т. д.
Работа с детьми в этом направлении предполагает использование проективного метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение анализировать собранный материал, заинтересованность в конечном результате. Вот некоторые темы  проектов разработанных и реализованных нашими педагогами:
«Мир животных нашего края» (макет);
«Мир растений нашего края» (фото-коллаж);
«Красноярские Столбы» (фотовыставка);
«В мире старинных вещей» (экспозиция);
«Ими гордится наша семья» (экспозиция);
«Достопримечательности нашего города» (презентация) и т. д.
Предлагаемая  тематика способствует постепенному, последовательному расширению и углублению знаний детей, формированию эмоционально – положительного отношения к полученным знаниям.
Наш многолетний опыт убеждает, что дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Такая необходимость продиктована духовно-нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда - это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своем городе, тем больше будут его любить. Задача воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь рассказать об этом.
В связи с этим  у нас работает «Школа экскурсоводов», где дети обучаются искусству описательного повествования, проводятся экскурсии по экспозициям мини-музеев, презентации детских работ, оформления игровых помещений и т. д. Руководство ДОУ и воспитатели организуют выходы в музеи города, а также посещение семей воспитанников,  с целью ознакомления с семейными мини-музеями. Проводятся викторины с использованием информационных и мультимедийных технологий.
Практика показывает, что только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства патриотизма. Сила воздействия этих мероприятий состоит в том, чтобы показывать детям  любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях  нашего детского сада, дошкольники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. И если ребенок, с детства, будет бережно, относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

 


Используемая литература:

1.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», 2003г.
2.Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» /Программа и методические рекомендации/, 2006г.
3.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.
4.Г.А Ковалева. «Воспитание маленького гражданина», М.: 2004 г.
5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт- Петербург, издательство «Детство-Пресс». 2006

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год