Люфт Елена Юрьевна Воспитатель высшей категории МБДОУ № 95, г.Красноярск
Приоритетным направлением работы воспитателей нашего детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с родной страной. При отборе содержания знаний мы исходим из учёта требований научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста считаем краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению. Основными задачами, которые решаются в ходе наших занятий по ознакомлению старших дошкольников с родной страной, являются: - расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине; - воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру; - развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально- положительного отношения к окружающему; - формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности. Основными формами нашей работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни являютсяпознавательные занятия, экскурсии, целевые прогулки, которые мы чаще используем при ознакомлении дошкольников с родным городом. Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране. А так же мы проводим занятия в форме игры. Они очень интересны дошкольникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры. Для получения краеведческой информации мы используем следующие источники: периодическую печать (газеты, журналы); художественную литературу; архивные фонды; фонды музеев; всякого рода планы и карты; материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры); материалы статистики; устные свидетельства старожилов. Основными принципами краеведческой работы считаем: системный подход; предельную достоверность фактов; синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать вне исторического контекста). Конечным результатом нашей краеведческой работы считаем создание в каждой группе мини-музея, основными задачами которого является: формирование чувственного, эмоционально-действенного отношения к родному городу; расширение представления у детей о достопримечательностях города и края; формирование у детей чувства принадлежности к определенной культуре; помощь ребенку в правильном ориентировании в работе с предметами материальной культуры, в изучении их истории происхождения и технического развития; формирование устойчивой потребности общения с музеем, развитие основы музейной культуры; воспитание в детях чувства достоинства, гордости за свою семью, народ, город, край Осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае. Мы считаем, что работа с мини-музеем также способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей. Исходя из опыта и результатов нашей работы, можем с уверенностью сказать, что создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества нашего дошкольного учреждения с семьей. Дети с гордостью представляют «семейные экспонаты», которые они нашли или создали вместе с родителями. Работа по знакомству детей с бытом и культурой края была бы неполной без участия родителей. Они являются нашими помощниками в оснащении музея, пополнении его предметами старины. Кроме этого мы пополняем музей видеоматериалами. Поэтому перед отпуском мы даём домашнее задание родителям отснять старинные украшения домов, праздники в деревнях и селах, а также привозить старинные вещи и предметы.Представленный материал позволяет познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего народа, города и края. Тематика музейных экспозиций может быть различной, вот некоторые темы которые используют воспитатели нашего детского сада «История возникновения города Красноярска»; «Старый-новый город» (фото - и видео-материалы); «Природа нашего края»; «Красная книга нашего края»; «Гордость нашего города и края» (Герои ВОВ); «Семейные реликвии»; «Семейный музей»; «В мире старинных вещей» и т. д. Работа с детьми в этом направлении предполагает использование проективного метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение анализировать собранный материал, заинтересованность в конечном результате. Вот некоторые темы проектов разработанных и реализованных нашими педагогами: «Мир животных нашего края» (макет); «Мир растений нашего края» (фото-коллаж); «Красноярские Столбы» (фотовыставка); «В мире старинных вещей» (экспозиция); «Ими гордится наша семья» (экспозиция); «Достопримечательности нашего города» (презентация) и т. д. Предлагаемая тематика способствует постепенному, последовательному расширению и углублению знаний детей, формированию эмоционально – положительного отношения к полученным знаниям. Наш многолетний опыт убеждает, что дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Такая необходимость продиктована духовно-нравственными проблемами и противоречиями современной массовой культуры. Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда - это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своем городе, тем больше будут его любить. Задача воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь рассказать об этом. В связи с этим у нас работает «Школа экскурсоводов», где дети обучаются искусству описательного повествования, проводятся экскурсии по экспозициям мини-музеев, презентации детских работ, оформления игровых помещений и т. д. Руководство ДОУ и воспитатели организуют выходы в музеи города, а также посещение семей воспитанников, с целью ознакомления с семейными мини-музеями. Проводятся викторины с использованием информационных и мультимедийных технологий. Практика показывает, что только целенаправленная и систематическая работа в данном направлении помогает воспитывать у детей чувства патриотизма. Сила воздействия этих мероприятий состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях нашего детского сада, дошкольники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России. И если ребенок, с детства, будет бережно, относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.
Используемая литература:
1.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», 2003г. 2.Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» /Программа и методические рекомендации/, 2006г. 3.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г. 4.Г.А Ковалева. «Воспитание маленького гражданина», М.: 2004 г. 5. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт- Петербург, издательство «Детство-Пресс». 2006
|