Проект "Народная культура и традиции русского и татарского народов" Подготовили: Воспитатели 1ой квалификационной категории Асадуллина А.И. Субханкуллова З.В. Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный. Участники: дети подготовительной группы. Сроки реализации: две недели.
Образовательная область: патриотическое воспитание. Цель проекта: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов. Задачи проекта: • Расширять представление о национальной культуре татар и русских. • Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения. • Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту. • Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта. • Развивать творческие способности детей. Планируемый результат. Расширение представлений детей об окружающем мире. Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов. Углубление жизненного опыта. Знание правил народных игр, умение в них играть. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1-ая неделя проекта. Тема: «Культура и традиции татар». Понедельник. Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: 1.Беседа. Тема: Народная культура и традиции татар. Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа. Задачи: • Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне. • Развитие эстетического и нравственного восприятия мира. • Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
2.Художественное творчество: Рисование. Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом. Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству. Задачи: • Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус. • Воспитывать любовь к народному искусству. • Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.
Вопросы к занятию: - Люди каких национальностей живут в нашей стране? - Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды? - Каким узором будем украшать? - Какие элементы татарского узора вы знаете? - Какие цвета в татарском орнаменте?
1. Рассматривание образца. 2.Объяснение и показ способов и этапов работы. 3.Работа детей. 4.Анализ занятия.
3. Музыка. Разучивание татарской народной песни «Эпипэ» Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой. Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Вечер: Татарские народные игры: "Перетяни канат". "Не пролей воды". Изучение пословиц и поговорок татарского народа. Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа. Вторник Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: Коммуникация: Развитие речи. Тема: Татарский национальный костюм. Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; Задачи: • Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. 2.Художественное творчество: лепка. Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто). Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах. Задачи: • Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя; • Развивать зрительную – двигательную координацию; • Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие. Вечер Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно». Чтение сказки «Три дочери» Цель: назвать русские слова по-татарски. Среда. Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: Познание: Окружающий мир. Тема: "Народные праздники татар"(презентация). Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.
Задачи: • Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа. • Формировать основы праздничной культуры татарского народа. • Воспитывать патриотические чувства. Вечер: Экскурсия в музей детского сада. Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа. Четверг. Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: Художественное творчество: аппликация. Тема: Украшаем сапожек (читек). Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок». Задачи: • Развивать умения создавать орнамент из трех частей; • Знакомство с народной культурой; • Воспитывать аккуратность;
Вечер: Изучение танца "Сабантуй" ,Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма. Отгадывание загадок. Задачи: • Воспитывать уважение к ответам товарищей. • Развивать дослушивать загадку до конца. • Учить понимать смысл загадки. Пятница. Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: Музыка. Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная». Вечер: Миниконцерт с участием детей. Выставка "Татарские национальные блюда". Обмен опытом (рецепты). Чаепитие. Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2 -я неделя проекта. Тема: "Русский народ - великий народ". Понедельник. Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: 1.Беседа. Тема: "Паровозик дружбы". Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа. Задачи: • Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа. • Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них. 2.Художественное творчество: Рисование. Тема: «Русский сарафан». Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество. Задачи: • Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды; • Вызвать интерес к жизни своих предков; • Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим. Вопросы к занятию: - Какую одежду одевали русские девушки? -Из какой одежды состоит женский народный костюм? -Какого цвета использовали материю для изготовления материи? 1.Рассматривание образца. 2.Объяснение и показ способов и этапов работы. 3.Работа детей. 4.Анализ занятия.
3.Музыка. Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы». Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице. Задачи: • Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице; • Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни; • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Вечер: Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона". Слушание народных песенок, закличек, потешек. Вторник Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: Коммуникация: Развитие речи. Тема: «Русский национальный костюм». Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; Задачи: • Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; • Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; • Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
2.Художественное творчество: лепка. Тема: Лепка дымковского коня. Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; Задачи: • Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России; • Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; • Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Вечер: Дидактическая игра "Сказочная мозаика". Инсценировка сказки "Гуси лебеди". Среда. Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: Познание: Окружающий мир. Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа". Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников. Задачи: • Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили; • Познакомить детей с элементами быта предков; • Вызвать интерес к русским традициям; • Воспитывать доброту и любовь друг к другу;
Вечер Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно". Чтение русских народных сказок "Снегурочка". Четверг. Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: Художественное творчество: аппликация. Тема: Русская матрешка. Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России. Задачи: • Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке; • Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; • Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества; • Прививать любовь к русской культуре;
Вечер: Разучивание русского хороводного танца «Карусель». Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется". Пятница. Образовательная деятельность в режимные моменты. Утро: 1.Беседа. Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ". Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов. Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины». Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту. 2.Музыка. Тема: Разучивание частушек. Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки. Вечер: Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели. Анализ и обобщение полученных результатов. Создание мини музея.
Ожидаемые результаты: • Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников; • Раскрытие индивидуальности ребенка; • Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю. Совместное творчество детей с родителями.
|