Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства |
Патриотизм детям | |||
Автор: Митенькина Елена Николаевна | |||
25.11.2014 09:12 | |||
Из опыта работы воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Митенькиной Елены Николаевны Мордвин и русский… Два народа.
Научность Данная цель предполагает решение следующих задач: 1. Систематически расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов; 2. Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа; 3. Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания; 4. Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре. Гипотеза образовательного проекта Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни. Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы: 1. Наблюдение предмета В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту: 1. Предпраздничные посиделки; Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей. Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур; Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском. Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, кика, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями и самобытностью мордовского орнамента, со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю на развитие воображения и восприятия. Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды в группе и детском саду в целом. В национальном уголке дети знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Куклы в национальных костюмах помогают в изучении народных костюмов, картинная галерея знакомит с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, музей национального быта и культуры успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции. Большой интерес у дошкольников вызвал стенд «Мордовия – мой край родной», посвященный 1000 летию единения мордовского народа с народами Российского государств. Особое место занимают дидактические игры по данной тематике , способствующие развитию воображения, усвоению таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. А главное – установление взаимосвязи разных культур. Работа с родителями: Заключение Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение забытых национальных ценностей. А детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки народной культуры. Так пусть же всегда растут рядом мордовская яблонька и русская березка!
|