«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» С.Михалков. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.
Большое значение в воспитании патриотизма имеют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, рассказы которых в сопровождении иллюстраций, атрибутов, фронтовых писем помогают осмыслить величие подвига, совершенного русскими людьми в суровые дни войны. Мы стараемся научить детей выражать ветеранам свое уважение и признательность: к торжественной встрече оформляем в группе стенгазеты или «боевые листки» с рассказами о подвигах и наградах родных, близких. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно–близких людей. Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города. Это мемориальный комплекс "Атаманский лес", построенный в память погибших в ходе обороны Старого Оскола и освобождения города от германско-венгерских оккупантов. Памятник женщинам-железнодорожницам в память о строительстве «Дороги мужества». Памятник генералу Н. Ф. Ватутину; памятник воинам-интернационалистам; памятный знак в честь погибших моряков Российского флота ; памятник депутатам Казацкого сельсовета, расстрелянным во время немецко-фашистской оккупации; памятник железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; 17 героям — бронебойщикам; памятный знак «Скорбящая мать». Наше дошкольное учреждение расположено в северо-восточной части города Старый Оскол, где находятся памятники маршалу Г.К.Жукову, Аллея Славы Старооскольцев — Героев Советского Союза, Стела «Город воинской славы». Экскурсии и прогулки к этим памятникам дают возможность на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину. К праздничным датам организуются выставки рисунков и поделок с участием родителей на военные темы: «С чего начинается Родина», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Сражение под Старым Осколом», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». В рисунках и поделках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны. Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
|