Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности» |
Логопедия | |||
Автор: Максименко О.Л. Стародынова Т.В | |||
25.10.2021 13:44 | |||
Методическая разработка «Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога в проектной деятельности»
МАДОУ «Детский сад № 25 компенсирующего вида» В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Психические процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Задача специальной педагогики и психологии состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, по охране и развитию зрения, слуха, осязания, т.е. всей компенсирующей системы.
При нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением психических процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и ограничивается овладение социальным опытом. По итогам психодиагностики, у большинства детей с нарушением зрения интеллектуальное развитие не соответствовало возрастным нормам. Также у некоторых воспитанников наблюдались трудности в эмоциональной сфере (повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость в поведении). Мониторинг речевого развития выявил недостатки в понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств. Кроме того, у детей наблюдались отклонения двигательной сферы: быстроты, точности, координации, темпа движений, соразмерность двигательных актов и др. В поисках наиболее эффективных путей коррекции психоэмоциональных и речевых нарушений мы решили разработать проект на основе техники цветотерапии. Проект предусматривает взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Вид проекта: познавательно-речевой, комплексный. Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Актуальность проекта: Как известно, цветовосприятие стимулирует речевое развитие и влияет на психоэмоциональное состояние детей. Мы предположили, что при использовании элементов цветотерапии коррекционная работа поможет в становлении развития психических функций, повысит интерес детей к занятиям и будет способствовать их речевому развитию. Поскольку среди слабовидящих имеется большое число детей с нарушением цветоразличительных функций, то проявление нарушений цветового зрения предполагал учёт индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки зрения. Новизна Система коррекционной работы по развитию и коррекции речи строится на основе психолого-педагогического подхода. Психолого-педагогический подход предполагает учёт соотношений нарушений в системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики ребёнка. Поэтому необходим поиск наиболее эффективных путей коррекции речевых нарушений. Проект «Разноцветный мир» направлен на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекция речи, гармонизация эмоционального состояния. В ходе реализации проекта мы выделили две главные цели в работе:
Основными задачами цикла, которые мы ставили перед собой, работая с детьми, являлись:
- Способствовать сплочению детского коллектива. Формы и методы реализации интегрированных коррекционно-развивающих занятий:
картины, презентации, художественное слово, музыкальное сопровождение. 3. Упражнения на развитие фонематической стороны речи. 4. Лексико-грамматические игры (практика развития познавательных процессов). 5. Физкультминутка (пальчиковая и зрительная гимнастики, координация речи с движением). 6. Продуктивная деятельность (вырезание из бумаги, рисование с использованием шаблонов, выкладывание контура предметов при помощи разноцветной проволоки, использование конструктора, песка, применение техники монотипии и других видов работ). 7. Психогимнастика, релаксация (упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжений). 8. Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, коррекцию тревожности, страхов, агрессивного поведения. 9. Рефлексия План реализации проекта: Подготовительный этап: информационно – организационный (накопительный) - Подбор методической, справочной и практической литературы по выбранной тематике проекта с целью накопления знаний и поиска материала - Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта - Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, систематизации воспитательно-образовательного процесса - Разработка конспектов, игр и игровых обучающих ситуаций, интеграции различных видов деятельности по проекту Содержательно-практический этап (основной) этап: Совместная деятельность коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми:
- игры и упражнения, направленные на обучение навыкам релаксации и психогимнастики. Заключительный этап: - Итоговое занятие - Презентация проекта Ожидаемые результаты Целенаправленное и системное развитие познавательно-речевой сферы посредством использования цветотерапии позволит не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние детей, но и повысить эффективность исправления речевых нарушений, а также будет способствовать обеспечению высокого уровня формирования целевых ориентиров дошкольного образования. Список литературы:
|