Консультация для воспитателей «Закрепление произношения поставленных звуков на занятиях и в повседневной жизни»
Автоматизация поставленных на логопедическом занятии звуков в играх и упражнениях в группе детского сада
Работа по автоматизации звука – это, как правило, самый длительный процесс в работе по коррекции звукопроизношения. Благодаря взаимодействию с воспитателями групп, процесс автоматизации может значительно сократиться по времени, так как различные групповые игры, дидактические упражнения, специально подобранные для закрепления поставленного звука, будут способствовать скорейшему введению звука в речь, его автоматизации в речи.
После процесса постановки звука, начинается процесс его автоматизации, который состоит из нескольких этапов:
I этап
Скачать конспект
Автоматизация звуков в изолированной позиции
- «Лабиринт» (вести пальчиком по лабиринту и параллельно тянуть автоматизируемый звук). Использовать волчок или юлу, пока крутится волчок, тянуть поставленный звук.
- Упражнения с массажным мячом – проговаривание звука одновременно с катанием мяча между ладошками, сжиманием мяча. Наматывание нитки на клубок одновременно со звуком ш-ш-ш-ш-ш, ж-ж-ж-ж-ж и т.д.
- С ребёнком можно обыграть этот момент и ввести персонажей, например: змейка, жук, пчела, комарик, насос, тигрёнок, машинка; обговорив, что звук Ш – это песенка змейки, звук Ж – так «говорит» жук, пчела, З – комарик, С-насос, Р – тигрёнок, мотор у машинки).
II этап
Автоматизация звуков в слогах
- «Пальчики шагают» (по лабиринту, по дорожке. Лабиринты и дорожки можно предложить детям нарисовать самим, а можно раздать готовые) – ребёнок шагает пальчиками по дорожке, проговаривая слоги с автоматизируемым звуком ша-ша-ша, шу-шу-шу, ши-ши-ши, ше-ше-ше; Жа-жа-жа и т.д.
- «Собери пирамидку» — надевать каждое колечко пирамидки, проговаривая слоги аш-аш-аш, уш-уш-уш и т.д. (ребёнку можно сказать: помоги змейке собрать пирамидку)
- «Нанизывание бусин» (можно нанизывать макароны) – жа-жо-жу-жи-же…
- «Прищепи прищепку» — прищеплять прищепки, каждый раз проговаривая слог савтоматизируемым звуком (ша-шо-шу-ши-ше и т.д.).
III этап
Автоматизация звуков в словах
- Игра «Назови ласково» — шапка-шапочка, шкаф-шкафчик, шар – шарик, штаны – штанишки, мышь – мышка, кувшин – кувшинчик, шуба – шубка и т.д. Можно выполнять данное упражнение как с использованием предметов, картинок, так и на слух).
- «Строим башню» — составлять из кубиков башню, но прежде чем поставить каждый кубик, необходимо назвать слова с заданным звуком (можно устроить соревнование между детьми. Выиграет тот, чья башня окажется выше)
- Игра «Слово – шаг» — ставится цель пройти определённое расстояние, но шаг можно сделать, только правильно назвав слово с автоматизируемым звуком (можно показывать детям картинки, пусть они правильно называют слова, изображенные на картинках. В случае ошибки делается шаг назад).
IV этап
Автоматизация звуков в словосочетаниях
- Игра «Волшебные очки» — предложить ребёнку представить, что он надел волшебные очки и всё стало одного цвета (оранжевая машинка, оранжевая кукла, оранжевый стол; Жёлтая пирамидка, жёлтый мяч и т.д.)
- «Волшебный мешочек» (куда будут собраны игрушки либо картинки с автоматизируемым звуком) – ребёнок достаёт из мешочка по две вещи и называет, что ему попалось (машинка и матрёшка, ёжик и погремушка, шишка и шарик, две матрёшки и т.д.).
V этап
Автоматизация звуков в скороговорках, чистоговорках
- Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках – разучивание с детьми чистоговорок, скороговорок с заданным звуком с использованием мнемотехники (У ежа ежата, у ужа – ужата; шесть мышат в камышах шуршат; шу-шу-шу – я письмо пишу и т.д.).
VI этап
Автоматизация звуков в предложениях
- Автоматизация звука в предложениях – ребёнок вытягивает по две карточки, с которыми придумывает предложение, либо взрослый просто называет ребёнку слова по парам, а ребёнок должен сочинить из этих слов предложение. Например: бабушка и окошко (бабушка смотрит в окошко); кошка и мышка (кошка охотится за мышкой), малыш и душ (мама моет малыше в душе). Можно развивать фантазию ребёнка, умение составлять развернутые предложения, намеренно называя сложные пары слов: машина и шиповник (мама и папа поехали на машине в лес за шиповником).
- Параллельно ведётся автоматизация звука в связной речи.
подготовил
учитель-логопед Аксёнова И.А.
|