Действующие лица: Взрослые: Осень ранняя Осень поздняя Урожай Дождь Дети: Капуста Бурачок Фасоль Чеснок Морковь Лук Тыква Картошка Помидор
Ворона Дождевые капельки. Под лирическую музыку дети вбегают в зал — "осенний лес". Они свободно располагаются по залу, рассматривают вместе с ведущей убранство сказочного осеннего леса. Выходят две Осени: одна в венке, украшенном овощами, фруктами, грибами, колосьями; другая — в костюме из осенних листьев, капелек дождя (в серо-желтых тонах).
1-я Осень. А вот и гости к нам пожаловали. 1-я Осень. Милости просим в наше осеннее царство! Ведущий. Ребята, кто это? Вы угадали?
Дети отвечают; если они затрудняются, то ведущий им подсказывает. Ведущий. А почему же вас две? 1-я Осень. Да потому что мы родные сестры. 1-я Осень. И жить друг без друга не можем. 1-я Осень. Я осень ранняя, радостная, пышно убранная, богатая урожаем. 1-я Осень. А я грустная, невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, с тихим плачем мелкого дождя. Я та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью. Ведущий. Но, милые хозяйки нашего праздника, вы каждая по-своему прекрасны. И вы обе нам очень нравитесь. Вот послушайте, какие стихи прочтут про вас дети.
Дети рассаживаются на полянке, садятся и две Осени. Дети по желанию или по выбору воспитателя под тихую спокойную музыку читают стихи об осени. 1-я Осень. Спасибо вам, ребята, за прекрасные стихи и хорошее чтение. 1-я Осень. А раз уж мы здесь хозяйки, приглашаем всех гостей попеть, поиграть да повеселиться.
Дети встают в круг, в центре круга — обе Осени. Песня-игра "Осень спросим", стихи и музыка Т. Ломовой. 2-я Осень уходит. 1-я Осень. Я самая богатая из всех времен года. Есть у меня друг, который и бережет мое богатство. А зовут его Урожай. Давайте пригласим его на наш праздник.
Дети зовут Урожай, но он не появляется. 1-я Осень. Ребята, видно, не простой гость Урожай. Чтобы он появился, надо потрудиться. Ведущий. А наши дети любят труд. Правда, ребята? А с песней любое дело спорится.
Песня "Урожай собирай", стихи Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко. Появляется Урожай.
Урожай. Я давно услыхал вашу песню. Вы так хорошо трудились, что вот каким я стал. (Показывает, какой он упитанный). Еле дошел! Ну что ж, здравствуйте, ребята, дорогие дошколята. Неспроста меня позвали, уж я это точно знаю. 1-я Осень. Да, дорогой Урожай. Знаю я, что ты большой выдумщик и весельчак. Урожай. Это правда. 1-я Осень. Вот и повесели сегодня наших гостей. Урожай. С удовольствием! Мастер я загадки загадывать. Вот я и проверю, какие вы мастера их разгадывать. ЗАГАДКИ Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны! Так приятен он на вкус! Что это за шар?.. (Арбуз). У меня есть тоже перья, Но не птица и не зверь я, Я вам самый лучший друг, Я простой зеленый… (Лук). Щечки розовые, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска). 1-я Осень. Молодцы ребята! Правда, Урожай? Все твои загадки разгадали. И я хочу им свою загадку загадать. И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы). Урожай. Молодцы так молодцы. Да вот вы говорите, что осень любите и мне, Урожаю, рады. Сможете ли вы нас чем-то удивить да позабавить? Ведущий. Обязательно! Уважаемый Урожай и милая Осень, мы действительно приготовили вам сюрприз: ребята покажут новую сказку, которая называется "Сказка о том, почему помидор стал красным". (Автор Фартутдинова Е. В.).
Под музыку выносятся декорации, артисты занимают свои места.
Ведущий. В давние времена жили на одном огороде овощи.
По одному, каждый со своей песенкой выходят овощи и представляются.
Капуста. Я — капуста тугая, В супе, в борщике вкусна я.
Танцует, садится на грядку.
Бурачок. Ну, а я — бурачок, Розоватый бочок, В огороде уродился, С овощами подружился. Бурачок, бурачок, Розоватый бочок.
Танцует, садится на грядку.
Фасоль. Я фасоль, всем вам известна, И вкусна я, и полезна.
Танцует, садится на грядку.
Чеснок. А я — братец-чесночок, чесночок, Припекаю язычок, язычок, Всех микробов убиваю, Вас от хвори защищаю.
Танцует, садится на грядку.
Морковь. Я морковка всем на диво: И румяна и красива.
К ней подходит Огурчик и поет.
Огурец. Я огурчик наливной. Кто полакомится мной?
Огурчик кланяется Морковке. Взявшись за руки, они танцуют, садятся на грядку.
Лук. Я сердитый лук, ребята, Витаминами богатый, Хоть и слезы вызываю, Но от гриппа защищаю.
Танцует, садится на грядку.
Тыква. А я тыквой зовусь, Сочной мякотью горжусь. Нет полезней и вкусней Каши тыквенной моей. А я тыквой зовусь!
Танцует, садится на грядку.
Картошка. Нет обеда без картошки — Ни жаркого, ни окрошки. Все картошку уважают. Кто из вас меня не знает?
Танцует, садится на грядку.
Помидор. Помидор я вкусный, сладкий, Тра-ля-ля, тра-ля-ля! Я расту на этой грядке, Тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Танцует, садится на грядку.
Все овощи. Огородная семейка, Все на грядки поскорей-ка! Весело здесь! Весело здесь! Ведущий. А ребята очень любили свой огородик, каждый день поливали его, ухаживали за ним. И напевали вот такую веселую песенку.
Дети с лейками, с лопатками. Поют песню "Веселый огород", стихи П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. Огородники уходят.
Ведущий. Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться. Помидор. Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее, Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете! Огурец. Слушай, это просто смех — Хвастать, что ты лучше всех. Лук. Не поймет никак он, братцы, — Некрасиво задаваться. Ведущий. А помидор все свое твердил. Помидор. Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее, Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете! Овощи (хором). Хвалился, хвалился И с куста свалился! Ведущий. В это время на огород пришли ребята, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяли, а помидор не заметили.
Ребята уводят овощи. "Летит" мимо ворона.
Ворона. Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел быть с нами дружен, Будешь никому не нужен. Ведущий. Стыдно стало помидору, заплакал он… и покраснел от стыда. Помидор. Вы меня, друзья, простите, Вы с собой меня возьмите. Ведущий. Услышали эти слова ребята-огородники, сжалились над помидором, пришли и взяли его с собой. Хотите верьте, хотите нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными. А все овощи никогда между собой не ссорятся. Живут весело и дружно.
Танец овощей.
Урожай. Спасибо всем, ребята, за замечательную сказку. Что ж, пора мне в путь. Ждут меня еще поля, сады и огороды. Надо все обойти да проверить, не осталось ли чего неубранного, все ли богатство мое собрано. А вам желаю расти крепкими, здоровыми и веселыми. До свидания. (Уходит). 1-я Осень. Вот и собран урожай. Пришла пора уступать место моей старшей сестре — поздней осени. (Уходит). Ведущий. Дети, давайте споем песню про осень листопадную, дождливую. Услышит она наше пение и снова придет к нам.
Песня "Листопад", стихи Е. Авдиенко, музыка Т. Попатенко. Появляется 2-я Осень. 1-я Осень. Спасибо, ребята, что не оставили вы меня без внимания, что такие красивые песни вы поете обо мне. Но мне не хочется сегодня грустить на вашем празднике. А потому приготовила я игру для вас. Называется она "Кто быстрее соберет осенний букет". (Объясняет правила игры, в которой участвуют 2 команды по 5—6 человек.)
Игра "Кто быстрее". В середине зала двое водящих с листиками в руке. Команды построены шеренгами в затылок друг другу лицом к водящим. На первую часть музыки первые из команд подходят к водящему, кланяются, на вторую часть музыки — обегают каждый свою шеренгу и берут листик у водящего. Затем эстафета передается вторым участникам и т.д., пока у водящих не останется листьев. Побеждает команда, первой собравшая "букет". 1-я Осень. Какие красивые букеты получились из моих листьев.
Звучит на фортепиано музыка начинающегося дождика.
1-я Осень. Но что я слышу? Это мои подружки — капельки дождя. А вот и они! (Выходят в центр зала девочки — дождевые капельки.) Посмотрите, как красив их танец.
Танец дождевых капелек. В конце танца они собираются в тесный кружок, из-за занавесок появляется Дождь.
Дождь. Здравствуйте, ребята. Я — дождик проливной, Подружитесь все со мной. Намочу я всех подряд. Кто же дождику не рад? Ведущий. А мы тебе не очень-то рады, Дождик. Ведь когда ты идешь, мы не можем выйти погулять. Приходится сидеть дома, чтобы не промокнуть и не заболеть. Дождь. А мне как обидно: когда я иду, на улице никого нет, все от меня прячутся. Ведущий. Знаем, знаем. Вот послушай, как поют об этом ребята.
Песня "Дождик обиделся", стихи М. Пляцковского, музыка Д. Львова-Компанейца. Дождь. Да, конечно, мне обидно, никто со мной не хочет поиграть, все меня боятся, от меня прячутся. Ну, вы-то, ребята, меня не боитесь? А поиграть со мной хотите?
Игра "Кто быстрее наполнит стаканчик водой". Две команды по 5—6 человек ложкой переносят воду из миски, выливая ее в пустой стакан, который стоит на другом конце зала. Побеждает команда, которая быстрее наполнит свой стакан водой. Под музыку в зал входят обе Осени с корзинками или с подносами в руках, на которых угощение для ребят. 1-я Осень. Дорогие ребята, спасибо вам, что не забыли и в лесу нас навестили. 2-я Осень. Вашим рады танцам, песням, Играм очень интересным. Обе Осени. Нашей встречи в заключенье Получайте угощенье.
Отдают угощение воспитателю. Заключительный хоровод, в котором участвуют обе Осени. За несколько дней до утренника объявляется конкурс для групп на лучший осенний букет и организуется выставка поделок из овощей и фруктов.
Дождь. Понравилась вам моя игра? Я тоже веселый и озорной. Мне очень хочется вам понравиться. А вы знаете, что можно делать после дождика? Не знаете? Так послушайте, что вам споют мои капельки.
Песня "Что делать после дождика", стихи В. Данько, музыка Н. Елисеева.
Дождь. Ну, как? Будем мы с вами теперь друзьями? Вот и чудесно! 1-я Осень. А теперь, Дождик, прощайся с ребятами, пора тебе заняться своей работой: полить сады, огороды, поля и леса. Напоить землю перед зимними холодами. Дождь. Ну что ж, до свиданья, ребята, навещу я вас еще не раз. --------------------------------------------------------------------------------
|