Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Осенние мотивы» |
Праздник осени | |||
Автор: Шитова Елена Ивановна | |||
09.02.2020 15:36 | |||
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Осенние мотивы» Выполнила: Шитова Елена Ивановна, воспитатель I категории МАДОУ «Детский сад №6 «Лукоморье» г. Нефтеюганск Пояснительная записка Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию «Осенние мотивы» имеет социально-коммуникативное направление. Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы:
Непосредственно — образовательная деятельность включает в себя три части: вводную, основную, заключительную. Целью вводной части являлось создание положительного эмоционального настроя, развёртывание образовательной деятельности. Создание проблемной ситуации способствовало постановки детьми цели на разрешение проблемы в течении всей НОД. Основная часть НОД — направленна на самостоятельную умственную и практическую деятельность. Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, способствовало повторению пройденного и восприятию новых знаний об осени, характерных особенностях каждого периода этого сезона, подвело воспитанников к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки), самостоятельной изобразительной деятельности при оформлении коллажа: «Осенние мотивы». В заключительной части НОД через метод анализа успешности и разрешение поставленной детьми цели: помочь детям из Индии понять, какая у нас осень, сезонные изменения в природе, что происходит в начале осени, в середине и в конце, был подведён итог занятия. Длительность НОД соответствует для детей подготовительной к школе группы — 30 мин. Количество НОД по ознакомлению с природой -1 занятие в неделю. Согласно требованиям СанПин при организации совместной деятельности осуществлялась смена динамических поз (стоя и сидя на ковре, стоя и сидя за столами). Контроль реализации цели и оценка деятельности воспитанников осуществлялась на протяжении всей образовательной деятельности методом наблюдения и словесными высказываниями. Время в каждой части непосредственно-образовательной деятельности было распределено рационально. Цель: Развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации. Программное содержание:
5. Формировать умения аргументированно отвечать на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас детей. 6. Развивать художественный вкус, цветовосприятие. 7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения прислушиваться к мнению других, давать возможность друг другу высказываться. Предварительная работа: беседа об осени, характерных особенностях каждого периода этого сезона, чтение художественной литературы, чтение и заучивание произведения русского фольклора: потешки, загадки, считалки, заклички, рассматривание иллюстраций об осени, рассматривание пейзажей русских художников, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, использование ИКТ: просмотр кинозарисовок, слайдов о разных периодах осени, просмотр видеофильмов, дидактические игры: «Времена года», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку», «Круглый год», составление проектов совместно с родителями «Осень в нашем городе», «Здравствуй осень золотая». Материал и оборудование: ИКТ проектор, мнемотаблица, глобус, карта, телеграмма, дидактический иллюстрированный материал «Осень», картинки об осени, волшебный ларец (фанты – листики с заданиями, цвета которых характеризуют периоды осени: зеленый – начало, желтый – середина, коричневый – поздняя осень, конец), бумага, фломастеры, цв. карандаши, восковые мелки, пастель, краски. Ход занятия 1. Вводная беседа: - Ребята, сегодня пришла телеграмма. Хотите узнать от кого она? Телеграмма от детей из Индии с просьбой: «Мы получили в подарок книгу «Русское народное творчество». Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень». 2. Постановка проблемы -Дети из Индии хотят узнать, какая у нас осень. (что происходит осенью с природой; какая бывает осень: ранняя, середина осени, поздняя осень. Что происходит в этот период осени). -Ребята, Вы хотите помочь детям из Индии и выполнить их просьбу? - «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?». 3. Основная часть Обсуждение проблемы: дети предлагают придумать сказки, стихи, потешки, нарисовать рисунки. (воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа – создание коллажа. - Как мы передадим образ осени? (можно создать портреты – коллажи каждого периода осени). - Создается графический план занятия: педагог вместе с детьми определяет, как можно изобразить символами каждый из пунктов плана. Дети совместно с педагогом составляют схематический план, в котором отражают последовательность работы по выполнению своих действий:
а). Актуализация знаний: выявление знаний детей по теме — Беседа с детьми о странах: о России, об Индии. - Рассматривание глобуса, карты. Воспитатель предлагает детям найти на карте, глобусе Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран. - Где находятся Индия? - Какой климат? Почему? - Почему там всегда тепло и вечнозеленая растительность? - Почему в Индии так сильно греет солнце? Какая погода характерна для Индии? Бывает ли в Индии такая осень, как у нас? Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас, почему? - Где находятся наша Россия? - Какой климат? Почему? - Почему происходит смена времен года? Что происходит с солнцем? - Что происходит в природе в начале осени? (солнечно, тепло, поспевает урожай фруктов, овощей, ягод, грибов, овощей). - Какие изменения в природе — в середине осени? (золотая осень «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный», листопад…). - Какие характерные признаки у поздней осени? (день короче – ночь длиннее, птицы улетают на юг, холод, дожди, первые заморозки, выпадение снега, деревья сбросили всю листву). - Дидактическая игра: «Какая она — Индия?» (жаркая, южная, теплая, дождливая, тропическая…), «Какая она Россия?» (золотая, волшебная, цветная, пестрая, разноцветная, снежная, холодная, морозная …). - Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью? б). Выдвижение гипотез -Почему в жаркой Индии не бывает осени? -Почему в нашей стране наступает осень? в) Проверка решения -Используя глобус, карту, воспитатель обобщает ответы детей и подводит к пониманию: «Осень в нашей стране».
Физ. минутка «Прогулка в осеннем лесу» г). Введение в систему знаний -Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что в Индии совсем нет осени. - Какая погода характерна для Индии? -Давайте вспомним, какая бывает осень у нас? Воспитатель предлагает еще раз уточнить, характерные признаки каждого периода осени. -Вы помогли детям Индии понять какая у нас осень? Вам удалось разрешить проблему и помочь детям? 4. Самостоятельная работа детей Работа группами, создание портретов – коллажей каждого периода осени: «Сентябринка», «Октябринка», «Ноябринушка», словотворчество детей: сочинение стихов, загадок, закличек, считалок. 5. Итог занятия Рефлексия -Как вы думаете, мы помогли детям жаркой Индии узнать какая у нас бывает осень? - Чем можно дополнить созданные вами образы? (песней об осени, о России, запись на диктофон). -Какие трудности у Вас возникли при выполнении заданий? - Что вам больше всего понравилось? - Что интересного вы узнали? - Где можно применить эти знания? -А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей жаркой Индии? Почему? Дети с педагогом формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.
|