Сценарий праздника для подготовительной группы «Осенины» |
Праздник осени | |||
Автор: Нестерова Светлана Геннадьевна Воронцова Лариса Алексеевна Иванова Юлия Сергеевна | |||
10.11.2019 17:40 | |||
Сценарий праздника для подготовительной группы «Осенины»
ГБОУ СОШ №1 СП "детский сад Березка" Самарская область п.г. т. Безенчук Под русскую народную музыку дети заходят парами в зал с разных входов. В центре зала пары приветствуют друг друга поклоном. Встают парами в рассыпную. Дети исполняют песню «Величальная» (русская народная мелодия). Ведущий: Весна красна цветами, Зима – белыми снегами, Лето – солнцем и грибами,
А осень –житом и снопами И румяными пирогами. Дети исполняют песню «Осенняя». Муз. В. Алексеева, сл. И. Лейме 1 Ребенок. Осень не браните, Осень не журите, Осень славную, листопадную. 2 Ребенок. Осень, осень, осень, Тебя в гости просим. С обильными хлебами, С высокими снопами, С листопадом и дождем, Перелетным журавлем. 3 Ребенок. Восенушка-осень, Гости недель восемь. С громами сильными, С дождями, ливнями. Лейся, дождик, с неба, Больше будет хлеба. 4 Ребенок. Восенушка-осень, Сноп последний носим. Приходи к нам с ливнем, Хлебом обильным, Со льном высоким, С корнем глубоким. 5 Ребенок. Осень в гости пришла, Добра нам принесла: В коробы –холста, На гумно –зерна. Также лен –конопель, Рожь, пшеницу, ячмень. Под русскую народную музыку дети садятся на стулья. Ведущий: Сегодня, ребята, мы собрались с вами отметить славный праздник урожая! Осень пора щедрая, богатая, хлебосольная. На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы. Русский народ издавна праздновал осенины, как особый праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай. 4 ребенок Велика и необъятна наша русская земля. Урожаями богаты наши нивы и поля. По полям, садам и сёлам, по стране из края в край, Загорелый и весёлый ходит новый урожай! 5 ребенок Хочет он, что б полной чашей наша жизнь с тобой была. Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела! Родина милая, Родина русая, Мирная – мирная, русская – русская! Дети исполняют песню: «Это Родина моя» муз. и сл. В. Сидоркиной. 6 ребенок У народа есть слова «Хлеб — всей жизни голова». Славится он первым на земле, Ставиться он первым на столе! Ведущая: Вот какая на Руси Осень. Очень разная, красивая, яркая, иногда хмурая, иногда дождливая, но очень богатая и щедрая. (Звучит р.н. музыка, появляется Осень.) Осень: Вот пришла моя пора. Осень в гости прибыла, Все закончить в срок успела. Я леса, поля раздела, Урожай весь собрала, Птиц на юг отправила. Можно и повеселиться, Поиграть и покружиться. Осень: Что, правда, то правда, — я и щедрая и богатая! А знаете, какое мое самое главное богатство? Ведущая: Конечно, знаем! Дети: Хлеб Ведущая: — А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Не только хлебом! Ребенок: Он пахнет полем, печкой, небом, Ведущий: А главное – работой пахнет, хлеб. Ребенок: Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук. Ведущая: Осень, а наши ребята знают, как можно весело работать, да еще и песни задорные петь. Дети исполняют песню «Русская изба» музыка и слова З. Роот. Ведущая: Солнце поднимается, заря разгорается. А наши жницы на поле идут, поют, заливаются! Девочка: А мы жито жали, Во снопочки вязали, На ток возили, Цепами молотили! Будем тесто месить, Караваем всех кормить! Девочки исполняют «Танец с колосьями» (рус. нар. мелодия). (в конце танца выносят на подносе каравай) Ребенок: Вот он хлебушек душистый С хрусткой корочкой витой. Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. Каравай мы вам подносим, Поклоняясь, обносим. (обносят, показывают гостям и вручают Осени). Осень: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении. (Дети встают с места говорят пословицы и поговорки) - Без труда не вынешь и рыбку из пруда. - Долог день до вечера, коли делать нечего - О человеке судят не по словам, а по делам. - Терпение и труд все перетрут. - Была бы охота — будет и работа. - Умелые руки не знают скуки. - Землю красит солнце, а человека — труд. - Кончил дело — гуляй смело. - Умелые руки голодными не останутся. - Любишь кататься — люби и саночки возить. Осень: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок! Сочинили эти пословицы простые русские люди. Ведущая. Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться. Разыгрывается сценка «Тит — лодырь». (Фон русская народная мелодия) (Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него). Тит: А где баранки, калачи? 1 Ребенок: Не колода лодырь, не пень, Пролежал целых день. 2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит. 3 Ребенок: Тит, иди молотить! Тит: А, живот болит. 1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть! Тит: А, спина болит! 2 Ребенок: Тит, иди мед пить! Тит: А где моя большая ложка? Дети: (хором) Хочешь есть калачи, не сиди на печи. (дети садятся на стульчики) Осень: Спасибо вам мои друзья, ещё побуду с вами я. Собирают осенью урожай плодов. Много людям радости после всех трудов. Вам загадки загадаю, кто смышлёней всех узнаю! (Дети отгадывают загадки про овощи. Последняя – про репку). Ведущий: Ребята, мы знаем интересную игру про этот овощ. Игра «Репка» (музыка и слова Е. Беловой) Ведущий: Урожай собирают не только в саду и огороде, но и в лесу. Осень: Теперь время в лес за грибами отправляться. Дети с корзинками в руках имитируют сбор грибов, под ёлками сидят мальчики-грибы. Дети: Ходим по ельничку, и по березничку, и по сырому дубничку, а грибов не видать. Мухомор: Чтобы грибы найти, надо приговор знать. Дети: Какой такой приговор? Мухомор: А вы приаукивайте, грибы прислушаются к вашим голосам и выглянут из-за бугорочков. Дети: Ау, ау, аукаем, грибочки приаукиваем. Мальчики: Ау, ау. Девочки: АУ, ау. Гриб-боровик: Сколько вам грибков? Дети: Сколько в бору дубков! Гриб-боровик: Сколько вам корзинок? Дети: Сколько в бору осинок! Ау, ау! Песня: «Про грибы» муз. А.Самонова, слова И. Черницкой. Осень: Говорят в народе: есть хлеб – будет и песня, а умелые руки не знают скуки. Кто трудился от души — веселись теперь, пляши! Ребёнок: Давно известно всем на свете Искусство русских мастеров. В них – красота родной природы И мудрость древняя веков. Песня: «Русский сувенир» музыка и слова Э.Чуриловой, Детский оркестр: «Калинка» рус. нар. мелодия. Ведущий: У кого там хмурый вид? Слышишь, музыка звучит? Собирайся, детвора, Ждёт вас русская игра! Ребёнок: Кому горшки, из глины слепленные, В печи обожжённые, широкие да толстые, тонкие да плоские, С носиком и ручками, всякими закорючками? Игра: «Горшки». Ребёнок: Продаются одеяла, Половички и покрывала, Для одежды есть холсты- Выбирай, что хочешь, ты! Игра: «Холсты» Осень: Слава урожаю в закромах! Слава караваю на столах! Песня: «А я, молода, на базар ходила» (русская народная песня) Танец: «Самовар». Осень: Спасибо вам, ребята, за веселье! Я к вам тоже не с пустыми руками пришла, угощайтесь! (выносит поднос с пирожками) Прощаясь с вами, я желаю: В мире жить, всем дружить, Родным краем дорожить! А на праздниках веселых Петь, плясать и не тужить! До свидания, до новых встреч!!! Под русскую народную мелодию дети выходят из зала. Ведущий 1. Сяду рядышком на лавке, Вместе с вами посижу, Загадаю вам загадки, Кто смышленый погляжу. Загадки про овощи: 1. Летом в огороде Свежие, зеленые, А зимою в бочке Желтые соленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас? (Огурцы) 2. И зелен, и густ На грядке вырос куст. Начали щипать Стали плакать и рыдать. (Зеленый лук) 3. Любопытный красный нос По макушку в землю врос. Лишь торчат на грядке Зеленые пятки. (Морковь) 4. Разломился тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки дробинки. Бусинки зеленые, Сладкие, ядреные. (Горох) 5. Сам, как свинка, Хвост – крючок. Что за овощ? (Кабачок) 6. Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Прирос к земле крепко. Что это? (Репка) Инсценировка сказки «Репка» Под народную музыку выходят все персонажи сказки. Дед «сажает репку» - пантомима, остальные присаживаются на лавки. Ведущий 2 * Репку дед посадил, Он старался что есть сил. Репка выросла на диво, Так вкусна и так красива. Дед. Как же репку убрать? Бабку надо бы позвать. Ну-ка, Бабка, не ленись И за мною становись! Выходит Бабка, становится за Дедом. Ведущий 1. Тянут - потянут – Вытянуть не могут... Бабка. Внучку надо бы позвать Нам с тобою помогать. (Показывает на репку). Очень выросла большая И тяжелая такая. Ну - ка, внучка, не ленись И за мною становись! Внучка. Нет, не справимся опять, Надо в помощь Жучку звать. Ну - ка, Жучка, не ленись И за мой подол берись! Жучка. Гав, гав, гав, что за дела? Надо кошку звать сюда! Ну - ка, Мурка, не ленись, За мой хв остик уцепись! Мурка. Я бы мышку позвала, Чтоб она нам помогла. Все. Ну - ка, мышка, не ленись, Вместе с нами потрудись! Мышка. Потрудиться я бы рада. А какая ждет награда? Мурка. Репки маленький кусочек Ты получишь, мой дружочек. Дед. Встанем вместе, скажем «У - у - ух!» Взялись, тянем! (Выполняют все команды). Все. Репка – тут! (Все становятся вокруг репки и ведут хорово д под русскую народную мелодию) Ведущий 2. Ох, и крепкою Оказалась репка - то. Ты к нам, репка, выбегай, С нами вместе поиграй. П роводится игра «Репка-репонька» Ведущий 1. Кто тут смелый? Выходите, свою ловкость покажите! Проводятся игры - аттр а кционы: «Собе ри картошку», «Перенеси урожай» Ведущий 2. Ведущий 1. Мы гостей всегда встречаем Круглым, пышным караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь , отведать просим. Воспитатели и дети приглашают гостей на чаепитие Горшки Играющие изображают горшки, все садятся в круг. Позади каждого сидящего ( «горшка») становится другой игрок — хозяин ( «торговец»). Водящий, выбранный по жребию, находится вне круга. Обходя круг, водящий поочередно подходит к каждому «торговцу», кладет руки на голову «горшка». Водящий: Нет ли продажных горшков? Хозяин: Нет продажных. Водящий идет к другим хозяевам с тем же вопросом, пока не услышит утвердительный ответ. Xозяин: Купи, что дашь? Водящий: Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце. Хозяин: Ладно, по рукам. Оба ударяют по рукам и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему ( «горшку»), тот й становится хозяином, а опоздавший — водящий. Указания к проведению: игра интересна старшим дошкольникам и младшим школьникам. Минимальное число участников 8- 9 человек. По договоренности дети могут вносить изменения в диалог водящего и хозяина (придумать свой шуточный диалог). Правила: нельзя мешать бегающим играющим. Игра продолжается до тех пор, пока вызывает интерес. Сценарий для старшего дошкольного и младшего школьного возраста Оформление вала На центральной стене красивыми занавесками оформлено небольшое деревенское окошко, за стеклами которого — осенний пейзаж. Возле окна — стол, накрытый вышитой скатертью, сервированный деревянной расписной посудой, самовар, пряники и баранки. Возле стола с обеих сторон — скамьи. На них — вышивки, вязания, клубки с шерстью, у самой стены — прялка. По обеим сгпоронам от скамеек стоят стеллажи с посудой, поделками в русском национальном стиле. Дети свободно входят в зал и садятся на стулья, поставленные, как в концертном зале, с проходом между левой и правой половиной. Ведущая (музыкальный руководитель, в русском сарафане, с кокошником на голове или в русском цветастом платке): Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные! На осенние посиделки приглашаю вас... Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц — грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: «Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца», «Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит». Много интересного о наших осенних праздниках узнаете вы сегодня на наших русских осенних посиделках... Что это? Никак еще гости... Под русскую народную мелодию «Коробейники» (аудиозапись) в зал входят два скомороха. В руках у них корзинки, коробки, мешки. Ходят они по залу и говорят призывно, нараспев. 1-й скоморох: Ото всех дверей, ото всех ворот Приходи скорей, торопись, народ! 2-й скоморох: Вас много интересного ждет! Много песен, много шуток И Веселых прибауток! 1-й скоморох: Сел сверчок на шесток, Таракан в уголок, Сели, посидели, Песенки запели! 2-й скоморох: Услыхали ложки, вытянули ножки, Услыхали-калачи и попрыгали с печи! Да давай подпевать, Да давай танцевать! В зал под музыку «Русская лирическая» (аудиозапись) входят восемь русских девушек-красавиц. Не входят- вплывают, заводя хоровод, и танцуют, выполняя следующий танцевальный рисунок на хороводном шаге:
- выполняют движение «солнышко» — девочки из внешнего круга проходят в центр через «воротца», образованные сомкнутыми руками девочек из внутреннего круга. Движения могут быть повторены несколько раз, можно использовать их в любых комбинациях, главное — все должно быть ритмично и лирично. В конце танца девочки выполняют низкий русский земной поклон, стоя полукругом перед зрительным залом. Ведущая (держа в руках хлеб-соль): Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом да солью (низкий поклон, девицы принимают хлеб-соль.) 1-я девица: Не красна изба углами, а горячими пирогами. Л 2-я девица: Баранками да сушками. 3-я девйца: Да самоварами блестящими. Ведущая: Ой вы, девицы-красавицы! Душеньки-подруженьки, Проходите, гости милые, В нашу горницу, во светлицу... (Девицы проходят к столу, садятся на скамьи и сразу начинают свое рукоделие: кто шьет, кто вяжет, кто вышивает, кто пряжу мотает.) Ведущая: Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник — Кузьминки. Праздник этот ремесла да домашнего очага, Праздник не безделья. Праздник рукоделья. А как шили-вышивали, Так и песню напевали, Пели, правда, от души, Но и песни хороши... (Девицы поют песню «Лучинушка» под аккомпанемент гитары.) Ведущая: Есть такая народная примета — если девочка родилась на Матренин день (22 ноября), то становится она искусницей: может старое платье починкой в новое превратить, а иголочка в ее руках с белой ниточкой не расстается, совсем так, как в хороводе «Ниточка с иголочкой». (Русские танцевальные вариации под русскую народную мелодию исполняют дети старших групп, роль Иголочки играет Ведущая.) 1-й скоморох: Эй, девчоночки-подружки, веселушки, хохотушки, Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы, Веселее попляшите, всех гостей повеселите! (Исполняются плясовые импровизации на музыку Е. Кузнецова «Русские узоры» (в записи). Садятся на стульчики.) 2-й скоморох: Будем кругом ходить, дружну пляску заводить, Развеселая гульня всех зовет за ворота! Эй, сыпь веселей, лаптей не жалей, Это верно совершенно, что картошка без костей! (Девочки берут, в руки шумовые музыкальные инструменты: ложки, трещотки, катушки, стиральную доску и встают в круг. Песня "У нас нонче суббота") Исполняется с танцевальными вариациями. 1-й скоморох: Это только присказка, а сказка будет впереди, Приготовься и гляди! 2-й скоморох: Вдоль улицы во конец Шел удалый молодец, Не товар продавать, Себя людям показать! 1-й скоморох: У нашего Якова — товару всякого: Нитки, катушки, Селедочные кадушки. Красивые платочки, Мелкие гвоздочки! 2-й скоморох: Посуда наша для щей и каши, Не бьется, не ломается, Порче никакой не подвергается! 1-й скоморох: Подходи, бедный, подходи, богатый, Подходи, тонкий, подходи, пузатый! 2-й скоморох: Пряники печатные! Конфеты сахарные! Как куснешь — так уснешь, Как вскочишь — так ещё захочешь! 1-й скоморох: У нас без обману, Товар без изъяну! 2-й скоморох: Шелк, атлас, канифас, Весь девичий припас! (Дети выбирают себе шумовые музыкальные инструменты, платочки, ленточки, выходят в центр и начинают петь песню А. Филиппенко *Вот какие чудеса». После пения импровизируют: играют на инструментах, девочки танцуют с платочками и лентами.) 2-й скоморох: Что за славный денек! Собирайся, куманек, Будем шутки шутить, Да гостей веселить. 1-й скоморох: Погоди, честной народ, Отдохни немножко, Василиса к нам идет, Поразвлечь немножко... (Входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках.) Василиса: Я весною на завалинке посиживаю, а зимою в горнице полеживаю. Сижу, на народ смотрю, все всегда запоминаю и в корзинку собираю. Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу, загадаю вам загадки, кто смышленей — погляжу! (Садится на скамейку, достает из корзиночки карточки, читает.) В избе — изба, на избе — труба, Зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, А тушить не спешит (Печь) Стоит бычок, подбочеаивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. (Самовар) В брюхе — баня, в носу — решето, На голове- пупок, Одна рука и та на спине. (Чайник) Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) Василиса: Девицы-красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок? Подарите их мне! Я их в корзиночку положу, кому хочу — подарю. Девицы: «Долог день до вечера, коли делать нечего»; «Труд человека кормит, а лень портит»; «Умелые руки не знают скуки»; «Землю красит солнце, а человека — труд». Василиса: Молодцы девицы-рукодельницы. А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? Знаете ли, кто когда в ноябре именинник? Девицы: «Коль на Якова (5 ноября) мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет»; «Если на Дмитрия (8 ноября) оттеплеет, то всей матушке-зиме быть с теплинами»; «С Ераста (23 ноября) жди ледяного наста». Василиса: Спасибо вам, девицы-красавицы! Потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это подарю я вам вот этот молоточек да эту наковаленку. А почему я их подарила вам в ноябре — подумайте- погадайте! (Девицы начинают шептаться, спорить.) Ведущая: Василиса, я знаю, почему ты подарила нам сегодня молоточек да наковаленку. На Кузьминки отмечался день кузнецов Кузьмы и Демьяна. В старину кузнецов еще по- другому называли. Может, кто из детей знает, как ласково называли кузнеца раньше? (Дети исполняют песню «Ковалечек».) Ведущая: Раздайся, народ! Меня пляска берет! Пойду, попляшу, Всех на пляску приглашу! (Девицы берут в руки шумовые музыкальные инструменты и образуют малый круг, дети встают в круг большой. Взрослые поют русскую народную песню «Во кузнице». Все импровизируют на припев, танцуя в центре зала. По окончании пляски девицы вносят в зал большие сладкие пироги по количеству присутствующих на празднике детей. Девицы несут пироги в столовую, провожая туда детей. Заканчивается представление чаепитием.)
|