МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «коммуникация» грамматический строй речи «Путешествие с тётушкой Вороной в осенний лес» Подготовила и провела Старшинова О.С. Программное содержание: Расширять и активизировать словарь детей по теме: «Осень». Обобщить представления об изменениях, происходящих в природе осенью, упражнять в образовании однокоренных слов, сравнительных прилагательных, помогать строить сложноподчинённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (потому что, чтобы). Совершенствовать навыки работы с пластилином приёмом пластилинографии. Создать психокомфортную обстановку в процессе деятельности. 1. Организационный момент.
2. «Послушаем и отгадаем». Стихотворение А.Плещеева «Осень наступила». Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло белые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит. Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды дошумели быстрого ручья. Птички улетели в тёплые края. Воспитатель: - Какие чувства и настроение вызвало стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, тоску…) - Да, кончилось лето- время тепла и света, нам грустно с ним расставаться. Но в природе всё идёт своим чередом- за осенью идёт…(зима), за зимой…(весна), за весной…(лето), за летом…(осень). - Каждое время года по-своему красиво. Давайте вспомним, по каким признакам мы узнаём осень? Д/и «Когда это бывает» (составление сложноподчинённых предложений по картинкам). Ответы детей: - Здесь изображена осень, потому что идёт дождь. - Здесь изображена осень, потому что с полей убирают последний урожай. - Здесь изображена осень, потому что опадают листья и птицы улетают в тёплые края. - Здесь изображена осень, потому что…. 3. Сюрпризный момент ( тётушка Ворона) Ворона хочет узнать, где живёт осень? Нравиться осень или нет? Ответы детей. Загадка: Его весной и летом Все видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (лес). - Подбор однокоренных слов к слову «лес». Слова похожие на слово «лес». (лесок, лесник, лесовик, лесоруб, лесовоз, лесопарк…) - Игра со словом «лесной».( окончание прилагательных) - Гриб (какой?) - гриб лесной. - Дорога (какая?) – дорога лесная. - Озеро (какое?)- озеро лесное. - Ягоды (какие?) ягоды лесные. (далее по образцу : поляна, воздух, запахи). 4. Физ.минутка. Осень. По утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат
В лужах лёд прозрачно- синий
На листочках белый иней.
5. Главный признак осени – листопад. Подберём много красивых слов, чтобы рассказать о листьях.
- Листья красивые, большие, маленькие, лёгкие, резные, осенние, разноцветные….
- Какие деревья растут в лесу? Д/и « Узнай дерево и собери гербарий».
- Этот лист упал с рябины, значит он рябиновый.
- Этот лист упал с клёна - кленовый.
- Этот лист упал с берёзы – берёзовый и т.д.
- И вдруг подул ветерок. (Дыхательная гимнастика).
- Посчитаем осенние листья, которые сорвал с дерева ветер.
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал
Ветер листики считал
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот с рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинки.
6. Художественное творчество детей. Пластилинография.
Дети берут плоскостные картонные заготовки осенних листьев и помощью пластилина « украшают» их.
7.Итог: Анализ детских работ. Чтение стихотворений об осени.
Скучная картина!
Тучи без конца, дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном
Что ты рано в гости, осень к нам пришла?
Ещё просит сердце света и тепла.
Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой-
Как хорош ты лист цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул
И на деревья пёстрые подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной! как обидно, как обидно:
Листьев нет- лишь ветки видно.
|