Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят» |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Лисовец Татьяна Александровна | |||
08.03.2017 14:23 | |||
Конспект открытого занятия по теме самообразования «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду» в подготовительной группе Тема: «Желтые, желтые листья по ветру вьются, летят» Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, вызвать интерес к исследовательской деятельности, прививать навыки практической работы, формировать научные объяснения о явлениях природы, расширять кругозор по окружающему миру природы. Оборудования: картинки с изображением осенних признаков, магнитная доска, мяч, осенние листы, фонограмма, веточки с прикрепленными листиками желтого и зеленого цвета на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребенка, оборудование для демонстрации опыта см. далее.
Словарная работа: пронизывающий, неистовый, моросящий, колючий, хлорофилл, ксантофилл. Ход занятия Дети сидят на стульчиках на ковре Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычное занятие, сегодня вы сами расскажете мне о сезонном изменении в природе, а чтобы узнать о каком именно, отгадайте загадку. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, - Осень Воспитатель: Правильно, это осень. Воспитатель: Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) - Сентябрь, ноябрь, октябрь. Воспитатель: Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?
Все ответы детей сопровождаются вывешиванием соответствующих картинок на магнитную доску. Воспитатель: Ребята, вы назвали один признак осени: листья желтеют и опадают. Как называется явление, связанное с опаданием листьев? (ответы детей) - Листопад. Воспитатель: Скажите, а почему листья опадают? (ответы детей) - Потому, что деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают. Воспитатель: А как вы думаете, какое явление помогает деревьям сбросить листву? (ответы детей) - Ветер. Воспитатель: Давайте подумаем, каким может быть ветер осенью. (ответы детей) - Осенний, холодный, сильный, пронизывающий, неистовый и т.д. Воспитатель: А хотите сами стать ветром и помочь деревьям? Тогда берите веточки с листочками, дуйте на них сначала легонько, а затем сильно и наблюдайте, что происходит. Дети берут заранее заготовленные веточки с прикрепленными на них желтыми и зелеными листьями и дуют. Важно, чтобы зеленые листья держались крепко. Дети видят, что желтые листочки опали с веточек, а зеленые остались на них. Воспитатель: Ребята, а почему зеленые листочки держатся на веточках? (ответы детей) - Потому, что к зеленым листикам вместе с водой еще поступают питательные вещества. Воспитатель: Правильно, молодцы. А вы знаете от чего листья зеленые? (здесь, дети обычно затрудняются с ответом). В листьях содержится птгиент, который называется хлорофилл. Это вещество помогает листикам в теплое время года поглощать солнечный свет, необходимый растениям для жизни. А осенью листья желтеют. Почему же это происходит мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо переместиться за рабочие столы и закатать рукава. Дети переходят за столы, на которых приготовлены гуашь, кисти и стаканчики с чистой водой и живые зеленые листья. Воспитатель: Ребята, я думаю, что осенью приходит невидимый волшебник и раскрашивает листья в желтый и красный цвет. Давайте представим, что мы волшебники и раскрасим листья. Дети раскрашивают листья и демонстрируют свои действия. Работа производится под музыкальное сопровождение. Воспитатель: Скажите, ребята, а какое явление, которое часто происходит осенью, мы можем наблюдать? (ответы детей) -Дождь. Воспитатель: А каким может быть дождь осенью? (ответы детей) - Холодный, проливной, моросящий, колючий, сильный и т.д. Воспитатель: А теперь представьте, что пошел дождь. Что произойдет с вашими покрашенными листьями? (ответы детей) - Вода смоет краску. Воспитатель: Устройте дождь вашим листьям. Дети окунают покрашенные листья в стаканчики с водой и наблюдают. Воспитатель: Итак, какой мы можем сделать вывод? (ответы детей) - Дождь смывает краску, значит, листья осенью никто не красит. Воспитатель: Если желтый пигмент не может находится снаружи листа, значит, он находится внутри него. И убедится в этом нам поможет лабораторный опыт. Далее идет демонстрация опыта. Лабораторный опыт «Получение спиртовой вытяжки пигментов из листьев и их разделение» Цель опыта: получить спиртовую вытяжку пигментов, показывающую детям, почему листья осенью меняют цвет. Прививать навыки практической работы. Материалы: зелёные листья, вода, этиловый спирт, бензин. Оборудование: ножницы, ступки с пестиками, штатив с пробирками, фильтровальная бумага, стакан, пипетка. Порядок работы
Через 1-2 минуты хорошо становятся заметны два слоя – вверху бензиновый слой, внизу спиртовой. Верхний бензиновый слой становится зелёным, т.е. в бензин перешёл хлорофилл. Нижний спиртовой слой стал жёлтым. В спирте остался ксантофилл. Вывод: в зелёном листе присутствуют хлорофилл – зеленого цвета и ксантофилл – жёлтого цвета. Воспитатель: Итак, исходя из проделанного опыта, мы убедились, что в зеленом листе есть и зеленый пигмент, как он называется? (ответы детей) и желтый – ксантофилл, который появляется в листьях тогда, когда становится холоднее и растениям не хватает солнечного света. Итог занятия Игра «Подбери действие» Воспитатель: Ребята, в начале занятия вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. Мяч осенний и волшебный, Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. (дети идут на ковёр). Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист. Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью — Урожай осенью убирают. Птицы осенью — Птицы осенью улетают на юг. Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья. Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки. От чего желтеют листья – От того что в них присутствует два пигмента: хлорофилл и ксантофилл. Воспитатель: Молодцы, давайте поаплодируем себе за успешное занятие, до свидания. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 56» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.О НАЛЬЧИК Подготовил: Лисовец Татьяна Александровна Воспитатель 2016г.
|