Проект «Осень золотая!» |
Занятия по теме "Осень" | |||||||||||||||
Автор: Андреева Татьяна Владимировна | |||||||||||||||
06.11.2020 23:49 | |||||||||||||||
Проект «Осень золотая!» Вид проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой. Сроки реализации: Средней продолжительности сентябрь-октябрь 2020г. Участники проекта: воспитатель, дети общеразвивающей направленности группы №7, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Мотив: Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку. Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме. Актуальность проекта: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности — это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор-мирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания. Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Задачи:
Предполагаемые результаты: Ребенок:
Используемые виды деятельности:
Продукт проектной деятельности.
Содержание практической деятельности по реализации проекта. 1 этап. Организационно-подготовительный этап. Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с/р игр с детьми. Музыкальный руководитель: Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта. Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Осенняя ярмарка!». 2. этап. Практический.
3-й этап – заключительный.
Приложение№1. 1. Беседа об осени ЦЕЛЬ: расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру 2. Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью» ЦЕЛЬ: упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать 3. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень» ЦЕЛЬ: продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин 4. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад» ЦЕЛЬ: учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе 5. Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом» ЦЕЛЬ: продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах 6. Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы» ЦЕЛЬ: продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе 7. Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла» ЦЕЛЬ: продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить 8. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» ЦЕЛЬ: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения 9. Составление рассказов по стихотворениям об осени ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову 10. Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень» ЦЕЛЬ: продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству 11. Составление описательного рассказа по схеме: «Осень» ЦЕЛЬ: продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей 12. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень» ЦЕЛЬ: продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии Приложение №2 Рекомендации родителям. Дорогие наши мамы и папы! Просим Вас:
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- составить букет из осенних листьев (для дома)
Приложение №3 Е. Трутнева «Осень»; Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах — Это платье золотое У берёзки на плечах. У калины и рябины Вьются стаями дрозды... Под окошком георгины Красотой своей горды. А. С. Пушкина Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А. Фет Задрожали листы, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря ворвавшися злая Рвет и мечет и воет в лесу. Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна. Светлогруда, легка, невеличка, Не запугана бурей одна. И грохочет громов перекличка, И шумящая мгла так черна... Только ты, моя милая птичка, В теплом гнездышке еле видна. Е. Трутневой «Листопад» Под ногой похрустывают льдинки, Ничего не видно. Темнота. И шуршат листочки — невидимки, Облетая с каждого куста. Осень ходит по дорогам лета, Всё притихло, отдыхать легко. Только в небе празднично от света – Небо все созвездия зажгло!.. С золотыми листиками схожи, Звёзды с неба сыплются… летят... Будто в тёмном, звёздном небе тоже Наступил осенний листопад И. Бунина «Лес, точно терем расписной» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... К. Бальмонта «Веселая осень» Щебетанье воробьев, Тонкий свист синиц. За громадой облаков Больше нет зарниц. Громы умерли на дне Голубых небес. Весь в пурпуровом огне Золотистый лес. Ветер быстрый пробежал, Колыхнул парчу. Цвет рябины алым стал, Песнь поет лучу. В грезе красочной я длю Звонкую струну. Осень, я тебя люблю, Так же, как Весну. А. Плещеев «Осенняя песенка» Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. М. Ивенсен «Падают, падают листья» Падают, падают листья. В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают, Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая Крыльями машет вдали. В руки возьмем по корзинке, В лес за грибами пойдем, Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осеннним грибом «Лежебока рыжий кот» Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень ворочаться. Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?.. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А. Плещеев «Скучная картина» Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца... Чахлая рябина Мокнет под окном, Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!.... К. Бальмонта «Осень» Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. А. Толстой «Осень» Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Весело и горестно сердцу моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слезы лью, Не умею высказать, как тебя люблю.
|