Проект. «Осень разноцветная». |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Фарвазетдинова Наталья Владимировна | |||
01.04.2020 19:22 | |||
Проект. «Осень разноцветная». Фарвазетдинова Н.В. — воспитатель Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой. Участники: дети 4-5лет. Продукт деятельности:
Срок реализации 2 недели. 1. Целеполагание. расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени.
2. Разработка проекта.
3. Выполнение проекта. 1)совместная деятельность; 2)беседы; 3)чтение художественной литературы; 4)рисование; 5)игры с листочками; 6)аппликация, лепка; 7)дидактические игры; 8)показ инсценировки; 9)взаимодействие с родителями; 10) прогулки в природу. 4. Подведение итогов. Выставка поделок из осеннего материала. Образовательные области Виды детской деятельности Физическое развитие (здоровье) Беседа с детьми на тему: «Овощи-лекари». Цель: закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей. Беседа с детьми на тему: «Прогулка для здоровья». Цель: формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во время прогулки, теплового режима. Подвижные игры: «Огород», «Листопад», "Поймай листок". Игра-забава «Зайчик в огороде». Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет», «Осень», «Вышел дождик погулять», «Хозяйка однажды с базара пришла». Игровые упражнения: «Урожай», «Овощи». Художественно-эстетическое развитие Рисование «На яблоне поспели яблоки», «Золотая осень». Лепка «Большие и маленькие морковки». Аппликация «Осеннее дерево». Музыка: пение — «Осень щедрая пришла», «Разноцветный листопад» Танец- «Танец с осенними листьями» муз.. Интегрированная НОД «Осеннее дерево», «Осеннее настроение», «Овощи в гостях у ребят». Познавательно-речевое развитие Коммуникация +чтение художественной литературы: «Овощи» Ю.Тувим (рассматривание предметов). «Осень» К.Бальмонт (заучивание стихотворения). Ежедневные наблюдения во время прогулок, заучивание стихотворений. Чтение: И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...» «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы. Познание: «Могут ли овощи навредить нашему здоровью?», «Разноцветные краски осени», «Знакомимся с осенними цветами». «Многообразие осенних листьев» (наблюдение на прогулке за листопадом) ФЭМП «Чудесное дерево». Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим. Социально-личностное развитие Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Овощи», «Чудесный мешочек», «В саду-на огороде». Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов». Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты». Взаимодействие с семьёй. Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе», «Осень». Папка-раскладушка «Овощи-лекари». Составление гербария из осенних листьев. Конспект НОД Художественное творчество на тему "Осеннее дерево». Интеграция областей «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтении художественной литературы», «Художественное творчество» Задачи. Воспитательные. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила Развивающие. Расширять представления детей о природе знакомить с характерными особенностями. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей Обучающие. Овладение действием замещения реальных объектов и явлений. Дать представления о свойствах пластилина, техники работы с ним, вызвать желание лепить. Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони. Знакомить с сезонными изменениями (осень, прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью., знакомить с деревьями. Материал: пластилин, доски, салфетки. Ход НОД Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображение деревьев - Ребята, кто знает какое сейчас время года? (Осень) - Правильно! А теперь посмотрите на картинки, на них вы видите деревья, которые изображены в осенний период. - Послушайте стихотворение «Осень» М. Ходяковой «Осень» Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. Дидактическая игра «Найди осеннее дерево» Воспитатель раздает детям картинки с изображением деревьев в разное время года -Ребята, у вас на столе картинки с изображением деревьев в разное время года. Покажите, пожалуйста, картинку с осенним деревом. Дети находят и показывают картинку -Правильно! - А почему вы так думаете? (Разноцветные листочки, листья опадают.) - Да. Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. Деревья осенью очень красивые, но как только подует сильный ветер, листья с деревьев падают на землю. -Ребята, давайте изобразим как облетают листья с деревьев. Физкультминутка Дети имитируют движение листьев под чтение стихотворения Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, завертелись И на землю снова сели. Знакомство с особенностями строения дерева - Ребята, а вы знаете из каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, корень). Воспитатель демонстрирует картинку с изображением строения дерева: показывает ствол, корень, ветки. -Правильно. Дерево состоит из корней, которые находятся под землей, а на земле мы видим ствол и ветки, на которых растут листья. Деревья играют большую роль в жизни человека: они делают воздух чище, выделяют кислород, которым мы дышим, поэтому к ним следует относиться бережно и проявлять заботу: не ломать ветки, не рвать листья, не вредить ствол. Стихотворение Если я сорву листок, если ты сорвешь листок. Если все и я, и ты, если мы сорвем листки, То окажутся пусты и деревья и кусты И не будет красоты. -Ребята, а вы хотели бы слепить осеннее дерево? Лепка «Осеннее дерево» - Нам для работы потребуется пластилин, из которого мы будем лепить веточки для дерева Ребята, какой пластилин? (пластилин мягкий материал, легко раскатывается, сминается, разноцветный). Для того чтобы нам собрать осеннее дерево, нам понадобятся ветки, которые мы будем лепить из пластилина коричневого цвета. Я отщипну небольшой кусочек пластилина, сомну его в ладони и раскатаю его прямыми продольными движениями туда — обратно, а еще пластилин можно раскатать одной ладонью на твёрдой поверхности доски прямыми движениями. У вас на столе лежат доски и пластилин. Теперь вы можете приступать к работе и самостоятельно изготовить палочки — ветки из пластилина, путем раскатывания продольными движениями туда – обратно Примечание: Воспитатель в процессе индивидуальной работы дает детям советы по поводу использования художественных материалов. - Молодцы! Все старались лепить палочки-ветки для нашего дерева, наши ручки устали и пусть немного отдохнут Пальчиковая гимнастика Долго, долго мы лепили встряхиваем кистями перед собой Наши пальцы утомились. Пусть немного отдохнут Дружно руки разведем отвести руки назад – вперед отклоняясь на спинку стула. И опять лепить начнем. Коллективная работа «Соберем осеннее дерево» - Ребята, а теперь мы соберем из ваших палочек – веток осеннее дерево. Посмотрите, вы сделали маленькие палочки — ветки, а я большую палку — это будет ствол нашего дерева. Я беру ствол и вы прикрепляете путем прижатия к нему ваши палочки — ветки от большой к маленькой. Еще я покажу вам как можно сделать маленькие веточки к нашему дереву. Нужно раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным): получаются очень маленькие тоненькие палочки – веточки, я их прикреплю к нашему осеннему дереву. Посмотрите что получилось? (Дерево) - Но мне кажется, что тут чего не хватает. Как вы думаете чего? (Листьев) -Осталось сделать листья, такие какие вам нравятся. Примечание: дети по желанию помогают воспитателю прикреплять ветки и листья к дереву. Рефлексия. -Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось из тех палочек – веток, которые вы сделали. Мы его поставим в уголке природы, вы в любое время сможете полюбоваться им и показать родителям. Короткие рассказы про осень. Осень И. Соколов-Микитов Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи. В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето. Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси... Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму. Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена. Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом. Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко. Скоро, скоро начнутся первые морозы. До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать. Осень Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами. В лесу Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой. Грибы Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой. Лес осенью И. Соколов-Микитов Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. Природа осенью Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна. "Осень" Рекомендации родителям. С ребенком не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15 минут. Занятия проводить в игровой форме, показывая, что это очень интересно и самому взрослому. Предложенные материалы помогут правильно организовать развивающее обучение. 1. Повторите с ребенком задание «Времена года. Осень» Четко проговорите с ним выделенные слова и словосочетания. Пусть ребенок расскажет об осени все, что знает. Если он затрудняется, помогите ему вопросами. Задайте вопросы так, чтобы ребенок отвечал полными предложениями. Например: - Какое время года наступило? Начни ответ со слова наступила. - Наступила осень. - Какими стали листья на деревьях? Начни ответ со слова листья. -Листья на деревьях стали красными и желтыми. 2. Во время прогулки предложите ребенку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них. Помогите ребенку запомнить приметы осени: Стало холодно, дуют сильные ветры; Листья на деревьях желтеют, краснеют; Исчезли насекомые; Люди стали теплее одеваться; Собираются в стаи и улетают на юг птицы; Стали дни короче – а ночи длиннее; Дети пошли в школу. 3. Найдите во время прогулке деревья: клен, березу, тополь, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребенком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Помогите ребенку рассказать об особенностях стволов, коры, листьев каждого дерева. Соберите яркие осенние листья. Вместе с ребенком сделайте осенний букет или используйте листья для изготовления аппликации. 4. Предложите ребенку послушать, а затем выучите стихотворение Л. Разводовой «Озорники» ОЗОРНИКИ. Закружился надо мной Дождь из листьев озорной. До чего же он хорош! Где такой еще найдешь- Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала. Мы плясали как друзья, - Дождь из листиков и я. 5. Предложите ребенку сделать упражнение «Осенью» Вдруг закрыли небо тучи. Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки. Начал капать дождь колючий. Совершаем прыжки на носочках. Держа руки на поясе Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. Приседаем, держа руки на поясе. Грязь и лужи на дороге, Идеи по кругу с высоким подниманием колена. Поднимай повыше ноги. 6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите прохлопать слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, бе-ре-за, дуб, ель. 7. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребенком, о каких приметах осени говорит писатель. Консультация для родителей "Воспитание у детей любви к родной природе". Любовь к природе — сложное чувство; оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. В связи с этим перед взрослыми, знакомящими детей с природой, стелятся следующие задачи:
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к её созиданию. Знакомя детей с природой, необходимо вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик. В.А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий". (Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю детям"). Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. "Потребность в красивом, — говорил В.А. Сухомлинский, -утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость во всему пошлому, уродливому... Зло и подлинная красота несовместимы..." Задача воспитания эмоционально- положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к труду. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки. Любовь к природе определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д. Многому могут научить своих детей взрослые, воспитывая заботливое отношение к природе: как собирать грибы, не разрушая всю грибницу, как сохранить кристальную чистоту воды родников и т.п. Взрослые должны предупреждать и бесцельное уничтожение детьми полевых цветов. При этом всегда нужно помнить об огромной силе воздействия личным примером на формирование таких ценных качеств у ребенка, как бережное отношение к природе, непримиримость к расточительству ее богатств.
Почему я в сапогах, Зонт над головою? Осень слякоть принесла И дожди с собою. Под ногами — лужи, грязь, Ветер гонит листья, Небо серое грустит- Тучи в нём повисли.
В сентябре тепло, как летом, И цветы кругом цветут. Школьники идут учиться, Их уроки в школе ждут. В октябре желтеют листья И багряные леса, Листопад украсит землю Ах, какая красота! В ноябре дождливо, сыро, Небо тучами закрыто, Лужи, грязь, завяли травы, И тепло уже забыто. Пальчиковая гимнастика «Осень». Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями. Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки Н.Нищеева
Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень – не весна. В. Нирович «Осень». Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика, В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь, за синее море. Все деревья блистают, В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется, И заплачет спросонья. Константин Бальмонт. Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла". Хозяйка однажды с базара пришла, "Шагают" пальчиками. Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику. Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику. Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику. Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест накрест. Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику. Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок. И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп. Ю. Тувим Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять". Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с мизинца, правая — с большого пальца. Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары. Шел неспешно по привычке, "Шагают" средним и указательным пальцами. А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками. "По газону не ходить!" Дождь вздохнул тихонько: "Ох!" Часто и ритмично бьют в ладоши. И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям.
Журавлики-журавли, Оторвались от земли, Крылья к небу вскинули, Милый край покинули. Закурлыкали вдали Журавлики-журавли. М. Шпак Осень. Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди, И нет просвета. Затерялось где-то лето. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёлто – розовый – кленовый. В.Авдиенко. Литература:
|