«Не мешайте мне трудиться» |
Труд | |||
Автор: Жукова Анастасия Владимировна | |||
10.10.2021 21:26 | |||
«Не мешайте мне трудиться» «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» К.Д. Ушинский Для гармоничного развития личности стоит уделять большое внимание физическому труду. В процессе трудовой деятельности формируются определенные знания, двигательные умения и навыки, необходимые для полноценной жизни индивидуума и общества в целом. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и самосовершенствованию. Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Педагогам и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний. Воспитание трудолюбия заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешна решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, которые дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Она свидетельствует о желании ребенка подражать взрослым: как будто моют посуду, готовят обед. С малых лет ребенка приучают к аккуратному обращению с игрушками, учат их беречь и ремонтировать в случае необходимости, укладывать их на место. Впоследствии эту работу дети проводят самостоятельно. Значит, именно под руководством взрослых дети получают знания о труде, о профессиях, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, выпекал хлеб, лечил людей и т.п. Ребята в семье, в детском саду обучаются не только трудовым навыкам, но и постоянно знакомятся с трудом взрослых: экскурсии на «Пищеблок», в «Медицинский кабинет», «Прачечную», наблюдение за трудом дворника и т.п. Такое знакомство воспитывает у детей уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему, что создано человеком. Работа это сложная, так как ребенок видит в жизни и негативное отношение к материальным ценностям: кинутая игрушка с оторванной лапой у мишки, брошенный фантик на тротуар, испачканные стены. Поэтому другая задача воспитателя – раскрыть значимость создаваемых материальных ценностей для каждого человека, для семьи и государства. В целом различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо представляя свои трудовые обязанности. Кроме того, воспитатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, способность распределять обязанности между детьми. В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Хозяйственно-бытовой труд необходим в повседневной жизни сада, направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении, на участке. Дети учатся замечать любое нарушение порядка и устраняют его по собственной инициативе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и украшения для быта – ручной труд. Детям очень нравится заниматься такими видом труда, так как они дают возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Объединяясь в труде со сверстниками, дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создании педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участии в ней на правах партнера, поощрении желания детей участвовать в совместной деятельности. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения, их поиск самостоятельных решений; не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предложение, совет, вовлечение в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений детской активности. Главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Трудовое воспитание основано на стремлении детей к активности и самостоятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс: разложить ложки, сложить салфетки, посадить растение и т.п. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу, не доводят ее до конца. Девочка постирала зайке рубашку, а штанишки не постирала, мальчик строил железную дорогу, не достроил до конца, пустил по ней паровозик. Переде воспитателем стоит задача – сформировать устойчивый интерес детей к конечному результату любого труда. Что же делать с ленивыми детьми? Ленивые они потому, что мы, взрослые, допустили ошибки в их воспитании, не научили ребенка преодолевать трудности, самому решать поставленные задачи, не воспитали в нем привычку трудиться. Необходимо привлечь внимание ребенка, постепенно приобщая его к труду, вызывая интерес, оказывая при этом небольшую помощь, но не в кое случае не делать работу за него: «Давай я подержу контейнер, а ты принесешь кубики», «я сложу красные детали, остальные ты самостоятельно, у тебя все получится». В трудовом воспитании должна ставиться определенная задача, которую ребенок может разрешить самостоятельно, но эта задача не должна быть ограничена отрезком времени. Главное, чтобы воспитаннику была предоставлена свобода в выборе средств. Организуя трудовую деятельность дошкольников различных возрастных групп, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
|