Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Не мешайте мне трудиться»
Труд
Автор: Жукова Анастасия Владимировна   
10.10.2021 21:26

«Не мешайте мне трудиться»«Не мешайте мне трудиться»

«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач» К.Д. Ушинский

Для гармоничного развития личности стоит уделять большое внимание физическому труду. В процессе трудовой деятельности формируются определенные знания, двигательные умения и навыки, необходимые для полноценной жизни индивидуума и общества в целом.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и самосовершенствованию.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

 

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Педагогам и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его.

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

Воспитание трудолюбия заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешна решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, которые дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Она свидетельствует о желании ребенка подражать взрослым: как будто моют посуду, готовят обед. С малых лет ребенка приучают к аккуратному обращению с игрушками, учат их беречь и ремонтировать в случае необходимости, укладывать их на место. Впоследствии эту работу дети проводят самостоятельно. Значит, именно под руководством взрослых дети получают знания о труде, о профессиях, о том, кто и как делал игрушки, самолеты, выпекал хлеб, лечил людей и т.п. Ребята в семье, в детском саду обучаются не только трудовым навыкам, но и постоянно знакомятся с трудом взрослых: экскурсии на «Пищеблок», в «Медицинский кабинет», «Прачечную», наблюдение за трудом дворника и т.п. Такое знакомство воспитывает у детей уважение к труду других людей, учит бережно относиться ко всему, что создано человеком. Работа это сложная, так как ребенок видит в жизни и негативное отношение к материальным ценностям: кинутая игрушка с оторванной лапой у мишки, брошенный фантик на тротуар, испачканные стены. Поэтому другая задача воспитателя – раскрыть значимость создаваемых материальных ценностей для каждого человека, для семьи и государства.

В целом различные виды трудовой деятельности дают возможность ребенку самоутвердиться, вступать в общение со сверстниками и взрослыми, хорошо представляя свои трудовые обязанности. Кроме того, воспитатель формирует у детей умение планировать свой труд, делить его на определенные этапы, способность распределять обязанности между детьми.

В детском саду дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Хозяйственно-бытовой труд необходим в повседневной жизни сада, направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении, на участке. Дети учатся замечать любое нарушение порядка и устраняют его по собственной инициативе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и украшения для быта – ручной труд. Детям очень нравится заниматься такими видом труда, так как они дают возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие.

Объединяясь в труде со сверстниками, дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создании педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участии в ней на правах партнера, поощрении желания детей участвовать в совместной деятельности. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения, их поиск самостоятельных решений; не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предложение, совет, вовлечение в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений детской активности. Главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Трудовое воспитание основано на стремлении детей к активности и самостоятельности. Ребенка привлекает не конечная цель труда, не его результат, а сам процесс: разложить ложки, сложить салфетки, посадить растение и т.п. При этом часто дети, освоив один прием трудовой деятельности, бросают работу, не доводят ее до конца. Девочка постирала зайке рубашку, а штанишки не постирала, мальчик строил железную дорогу, не достроил до конца, пустил по ней паровозик. Переде воспитателем стоит задача – сформировать устойчивый интерес детей к конечному результату любого труда.

Что же делать с ленивыми детьми? Ленивые они потому, что мы, взрослые, допустили ошибки в их воспитании, не научили ребенка преодолевать трудности, самому решать поставленные задачи, не воспитали в нем привычку трудиться. Необходимо привлечь внимание ребенка, постепенно приобщая его к труду, вызывая интерес, оказывая при этом небольшую помощь, но не в кое случае не делать работу за него: «Давай я подержу контейнер, а ты принесешь кубики», «я сложу красные детали, остальные ты самостоятельно, у тебя все получится». В трудовом воспитании должна ставиться определенная задача, которую ребенок может разрешить самостоятельно, но эта задача не должна быть ограничена отрезком времени. Главное, чтобы воспитаннику была предоставлена свобода в выборе средств.

Организуя трудовую деятельность дошкольников различных возрастных групп, нужно помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год