Конспект занятия из цикла «Познавательно - речевое развитие» образовательная область «Коммуникация». Тема «Поговорим об осени» (старшая группа) Автор: Степаненко Лариса Александровна, воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад «Родничок». Алтайский край, с. Хабары, 2014г. Программные задачи: Закрепить представления детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями, развивать образность речи методом сравнения. Развивать творческое мышление средством ТРИЗ - педагогики (нахождение противоречий, эмпатия). Развивать наглядно — образное мышление способом использования план - схемы. Оборудование. Иллюстрации с осенним временем года, витрина, Сравнилка, схемы, ёмкости для игры «Хорошо - плохо», вырезанные из бумаги листочки деревьев — жёлтые и коричневые, мяч, микрофон.
Ход занятия. Воспитатель: Пусты поля, Стынет земля, День убывает Когда это бывает? Дети. Осенью. Воспитатель. Да, ребята, у осени своё рабочее расписание: первые месяцы тёплые, а последние - холодные. Солнышко меньше прогревает землю, воздух охлаждается, особенно по ночам. Есть разные две осени. Одна - ранняя, это радостная, пышно убранная цветами, разноцветной листвой, богатая урожаем осень. Поэт так сказал о ней: Лес точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной... Другая - поздняя, она грустная, с дождём и снегом, с тяжёлыми тучами, коротким днём. Давайте, ребята, подберём много слов — определений к ранней осени. Осень какая? (бросаю мяч каждому ребёнку, повторяя вопрос). Дети называют: золотая, весёлая, радостная, богатая, пышная, щедрая и т.д. Как ни хороша осенняя погода, а всё в природе готовится к осенним холодам. В полдень дождь перестал И что белый пушок На осеннюю грязь Начал падать снежок... Давайте дадим описание поздней осени. Она какая? Дети: грустная, холодная, тоскливая, грязная, ветреная, пасмурная, скучная, голая и т. д. Молодцы, много сказали об осени. Сегодня к нам пришёл наш славный друг - мастер красивых сравнений. Кто? Дети. Сравнилка. Он очень умный, внимательный и наблюдательный. В корзинке у Сравнилки Сравнений миллион. Сравнит вам что угодно И с чем угодно он. Дети рассматривают, что принёс в корзинке Сравнилка и отвечают, что на что похоже, используя в своих ответах слова: как, как будто, похож (ёлочка, снежинка, лист, мухомор, божья коровка, груша, ёжик, снег, мороженое). Воспитатель. Ребята, давайте с вами отправимся в осенний лес. Динамическая пауза: Мы пришли в осенний лес, Сколько здесь вокруг чудес: Справа ёлка в иголках стоит, Слева берёзка на нас глядит. Листочки над нами кружатся, На землю красиво ложатся. Вот и зайка проскакал, От кого —то убежал. А вот лисонька крадётся, Вдруг мышонок попадётся. Серый волк тут рыщет, Он себе добычу ищет. А мы спрячемся сейчас, Не найдёт никто тут нас. В лесу красота и покой! Не пора ли нам домой? Воспитатель. Нет не пора. Выбегайте на полянку. Вокруг тишина и покой. Давайте послушаем тишину осеннего леса. (Звучит тихая музыка, дети рассаживаются на ковре, закрывают глаза). (Расставляю осенние композиции, репродукции картин) -Ребята, почему не летают бабочки, жуки, не видно божьих коровок, комары не жужжат над головой? Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях не доживают до зимы, погибают, таков срок их жизни. Майские жуки зарываются глубоко в землю; в сон впадают личинки и куколки бабочек, комаров, мух под корой, в сухих стебельках. Муравьи - в клубок и глубоко зарываются в землю. - А как ящерица, лягушка готовится к зиме? (Прячутся на дно в тине, заползает под пни, корни деревьев и засыпает). - Ёжик? (Делает гнездо из листочков, мха, травы под кучей веток и впадает в спячку). - Медведь, барсук? (Тоже впадают в зимнюю спячку). Осенью в лесу нужно вести себя тихо, осторожно, чтобы не разбудить уже впавших в спячку зверей. Но совсем по - другому готовятся к зимним холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку. Какие это звери? (Лиса, заяц, волк, лось, олень и др.) Всем им щедрая осень дарит тёплые, пушистые, красивые шубки. В них можно пережить морозы. Пока мы с вами находимся в лесу, не слышим птичьих голосов. Почему? (Птицы улетают в тёплые края. Это ласточки, скворцы, журавли, соловьи, лебеди. Это перелётные птицы. Они не могут зимовать у нас, потому, что питаются насекомыми и зимой нет для них пищи.) - Как мы называем птиц, которые остались на зимовку в наших краях? (Это зимующие птицы: синица, сорока, ворона, воробей.) - Ребята, а как деревья к зиме готовятся? (Они сбрасывают листву) - Давайте сейчас поиграем в игру «Превращалки». -Раз, два, три - покружись и в деревья осеннего леса превратись! (дети замирают в различных позах, имитируя дерево) Воспитатель. Я - корреспондент «Лесной газеты», буду брать у вас интервью. (подхожу к любому «дереву» и провожу беседу) * Здравствуй, ты какое дерево? Как ты себя чувствуешь в этот осенний денёк? У тебя совсем нет листочков, тебе их не жаль? С кем ты дружишь в эти осенние денёчки? О чём ты мечтаешь? - Я берёзка. Мне нравится прохладный осенний воздух. Сначала мне было жаль свои листочки, но теперь веточкам легко, а на них остались маленькие почки — в них прячутся новые листики. Ветерок прилетает поиграть со мной — покружиться в моих веточках. - А я - ёлочка. Я всегда зелёная. Мои старые иголочки осыпаются, на их месте вырастают новые, такие же зелёненькие. Дружу я с белкой и птицами, кормлю их своими семенами, они прячутся в моей хвое от непогоды. - Раз, два, три - покружись и в зверушек осеннего леса превратись! * Добрый день, белочка (зайчишка, ёжик, лисичка), остановись, задержись на минутку, поговори со мной. Ты куда спешишь? Как тебе живётся? О чём ты заботишься в этот осенний денёк? - Насушила я грибов, собрала орешки, жёлуди Н зимой всё пригодится. У меня в лесу кладовочка есть. Найду орех, в ямку зарою под деревом, ещё найду - в ту же ямку складываю. Много у меня таких кладовочек под разными деревьями, на всю зиму запасов хватит. А шубку я сменила на серенькую. - Раз, два, три - покружись и в ветерок ты превратись! * Здравствуй, ветер, Ветер, здравствуй, Ты куда летишь, вихрастый? - Я спешу в детский сад. Полетим, ребята - ветерки в нашу группу. Воспитатель. Ну, вот вы снова — ребята. Осень очень важный период года, вся природа трудится, ожидая зиму. Как же мы, люди готовимся к зиме? Давайте, послушаем (назвать ребёнка, которому давалось домашнее задание), как их семья потрудилась этой осенью. А поможет ей схема. (Дети заранее знакомятся с тем, что каждое из изображений обозначает) - Любите вы осеннее время года? Это мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Хорошо - плохо». Перед вами разноцветные осенние листочки. Вы будете их собирать. В одну банку, начиная словами: «Осень - это хорошо...», а в другую: «Осень - это плохо...» Дети складывают листочки, согласно своим словам. Хорошо: красиво в лесу, много овощей и фруктов — это витамины, можно грибы собирать, в нашем саду много красивых цветов, мы с мамой огурцы собираем и маринуем, у меня осенью день рождения и т.д. Плохо: холодно становится; ветрено; день короче — гуляем меньше; можно простыть, если одеться не по погоде; можно ноги промочить в луже; не видно, бабочек, стрекоз, кузнечиков; не слышно пения птиц, одежды много на прогулку надевать и т.д. Воспитатель. Заканчивая нашу игру, мы с вами видим, что в обеих банках листочков поровну. Какой можно сделать вывод? Дети. В осеннее время года много и хорошего и плохого. Воспитатель. Да, ребята, вот такая разная осень, как и всё в природе — противоречивая. За нашим окном погода — зимняя, но на календаре - осень - прекрасное время года!
|