Сценарий непосредственно образовательной деятельности в средней группе – Природный мир Тема: «Путешествие в осенний лес»
Образовательная область: познавательно-речевая, художественно-эстетическая. Цель: создать условия для закрепления знаний о времени года – осень. Задачи: • Закрепить ранее полученные знания о приметах осени.
• Создать условия для музыкального и эстетического восприятия картин осенней природы. • Создавать условия для театрализованной деятельности (вхождения в образы животных). • Развивать умение чётко отвечать на вопросы воспитателя, выразительно читать стихи, понимать эмоционально-психологический настрой воспитателя. • Развивать умение работать по показу воспитателя с красками, чётко выполнять поставленную им задачу. • Воспитывать умение работать в коллективе, аккуратность, внимание, любовь к природе, музыке. • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: • Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотографий, открыток с изображением осени, беседа об осени, правилах поведения в лесу, загадывание загадок о лесных жителях, заучивание стихов, разучивание песен об осени. • Наблюдение за осенними явлениями природы. • Подготовка фона для будущей композиции – тонированного листа бумаги с изображением дерева. Оборудование: • Маски животных: заяц, лиса, белка, ёж, медведь - для театрализации. • Дидактические картинки. • Аудиозапись «Времена года. Осень» П. И. Чайковского • Атрибуты осени для музыкального зала. • Осенние листья по количеству детей. • Тонированный лист бумаги с изображением дерева. • Краски (гуашь). • Компьютер, мультимедиа проектор, клип «Осень в лесу», автор И.В. Янкова. Ход занятия: I. Введение в тему. Дети под музыку П. И. Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года» проходят в зал и садятся на стульчики. - Ребята, послушайте загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья». (Осень!) - Ребята, посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Его осень покрасила в золотой цвет! Это не простой листочек, это волшебный. Она приглашает нас в лес. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три. Клип «Осень в лесу».
II. Основная часть. - Ребята, что вам понравилось в этом сказочном музыкальном лесу? - А какое время года вы увидели? - А почему вы решили, что это осень, может мы с вами попали в зимний или летний лес? - Какая самая-самая главная примета осени? (золотые и разноцветные листья). Воспитатель: - Осень самое красивое время года. Очень много поэтов, посвящают осени стихи. Послушайте, как поэт описал осенние листья: Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались Налились, отяжелели, Зашуршали по кустам Поскакали по сучкам Ветер золото кружит, Золотым дождем шумит! ( М. Лесовая) Воспитатель: - Как называется этот золотой дождь? (листопад) Воспитатель: - Что такое листопад? (листопад, листопад, листья по ветру летят). Дети: Листопад - это когда опадают листья. Воспитатель: Кто из вас знает стихи об осени? Дети читают стихи. Воспитатель: Ребята, давайте с вами прогуляемся по осеннему лесу Дети встают со стульев. Воспитатель: В лесу растёт много… (чего?), а кого ещё можно встретить в лесу? (насекомых, птиц, животных). - Каких животных можно встретить в нашем лесу? (Заяц, волк, медведь, лиса, ёж…) Воспитатель: - Выходите-ка, зверята, В гости к вам пришли ребята! (несколько детей надевают шапочки зверей). Воспитатель: - Вот вам белочка-резвушка Мы ее сказать попросим, Как она проводит осень? Белка: Я орешки собираю, и на зиму запасаю. Воспитатель: - Слышу я шуршанье ножек, кто же это, дети? (Ёжик) Ёжик: Я обыкновенный ежик, Ежик маленький – ну что же? Я больших зверей - не хуже, Потому что я лесу нужен! Подметаю я тропинки Все листочки, все соринки, Хороши мои иголки – Обхожусь я без метелки! Воспитатель: - А кто же это там крадется? Лиса: Посмотрите я какая: вся горю как золотая, хожу в шубе дорогой хвост пушистый и большой! Узнали меня? (Лиса!) Воспитатель: - Кто-то к нам ещё идет? Медведь: Брожу летом без дороги Между сосен и берез А зимой я сплю в берлоге, От мороза пряча нос. Узнали меня? (Медведь!) Воспитатель: - Что за зверь лесной Встал как столбик под сосной, И стоит среди травы- Уши больше головы. (Заяц!) Воспитатель: - А наш зайка всего боится, выходи, зайчик, не бойся, наши детки добрые. Тихо в осеннем лесу, только слышно как шуршат листья под ногами. А мы эти листочки соберем, и танец танцевать начнем.
Дети собирают листья и исполняют танец-импровизацию. Музыка «Танец осенних листочков». Воспитатель: Лес – это чудо природы! Наверное, нет на свете человека, который бы не любил лес. Но все ли люди соблюдают правила поведения в лесу? Мне здесь сорока картинки принесла, предложила вам показать да ответы верные деть. (Д/И: «Расскажи правила по картинкам». Воспитатель выставляет картинки, дети рассказывают правила поведения в лесу). Ребенок 1: В лесу нельзя шуметь. Ребенок 2: Ветки деревьев не ломать! Ребенок 3: Мусор с травки убирать! Ребенок 4: Из рогатки не стрелять! Ребенок 5: И костры не разжигать! Ребенок 6: Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить. Воспитатель: - Раз вы такие молодцы, знаете правило, давайте с вами поиграем игру. Д/И: «Собери листочки» (листья берёзы складывают в одну корзинку, клёна – в другую). Воспитатель: - А я вам предлагаю, в память о нашей встрече с лесом, сделать красивую осеннюю композицию. Под музыку, дети берут листья и выполняют коллективную работу на тонированном листе бумаги. Нетрадиционным методом (штампинг). Воспитатель ставит работу на мольберт, даёт детям возможность полюбоваться.
III. Заключительная часть. Воспитатель: - Где мы сегодня побывали? - Какая главная примета осени? - Кого видели? -Что нужно знать, чтобы не навредить природе леса? - Ребята, как вы думаете, кто из животных мог оставить вам гостинец? - Ежик на зиму грибами запасался и с вами поделился, а корзинку так замаскировал, что я сразу и не заметила. Сюрпризный момент (корзинка с грибами). (Дети под музыку выходят из зала.)
|