Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами» |
Оригами | |||
Автор: Буракова Наталья Валерьевна | |||
20.07.2020 12:21 | |||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами» Департамент образования администрации Города Томска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 г. Томска Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 учебный год Автор-составитель: Буракова Наталья Валерьевна, Воспитатель г. Томск, 2019 Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1. 1. Пояснительная записка 1. 2. Цель и задачи программы 1. 3. Содержание программы. Содержание учебно-тематического плана. 1. 4. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2. 1. Календарный учебный график занятий 2. 2. Условия реализации программы 2. 3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы 2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов 2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов 2. 4. Оценочные материалы 2. 5. Методические материалы………………………………………… 2. 6. Список литературы Приложение Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1. 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» — художественной направленности, ориентирована на развитие творческих способностей, воображения и мышления посредством складывания фигурки из листа бумаги. Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОУ. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, развивается пространственное воображение, глазомер, внимание, память, фантазия и творческое мышление поскольку лист бумаги удивительным образом превращается в образ животного, птицы или в прекрасный цветок. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Оригами», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Программа «Оригами» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Отличительная особенность программы «Оригами» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку для эмоционального и художественно – эстетического развития детей. Программа построена по тематическому принципу. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции: Системный подход (Н. В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. Личностный подход (Ш. А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.Б. Ворожцова). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка с позиции субъекта познания труда и общения. Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, её организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексию). Полисубъектный (диалогический) подход (М. М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Трофимова). Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность — продукт и результат общения с людьми и характерных для неё отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашёл отражение ( «скажи, кто твой друг..», «с кем поведёшься...»). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Культурологический подход (Б. М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова). Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в неё принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизации творчества. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребёнок живёт в определённом этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей. Антропологический подход. Обосновали К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Компетентностный подход (О. Е. Лебедев, Г.Н. Сериков, А.С. Хуторской) в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи — профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные. Адресат программы – дети в возрасте 6-7 лет. Возрастные особенности: дети 6-7 лет, увлеченные изготовлением бумажных фигурок, быстрее усваивают начальные знания в геометрии. Это стимулирует работу руками и улучшает мелкую моторику, что в свою очередь положительно воздействует на становление речи и логического мышления. В процессе работы ребенок сталкивается с необходимостью следовать разработанной схеме. Это научает его действовать по инструкции: готовность принимать руководство со стороны — очень важное качество и во взрослой жизни. Начиная с четких действий по намеченному алгоритму, дети постепенно переходят к собственному творчеству. Они учатся действовать креативно, принимать неожиданные решения, экспериментировать. Поделки оригами усложняются, и дети 6-7 лет уже могут создать оригинальную вещицу — подарок маме или подружке, красивое украшение интерьера. Это повышает их самооценку и подталкивает к дальнейшему творчеству. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 36 часов. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая и индивидуальная работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность 30 минут. 1. 2. Цель и задачи программы Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие старших дошкольников, развитие их творческих способностей, расширение кругозора. Задачи:
2. 2. Условия реализации программы 2. 2.1. Материально-техническое обеспечение: группа, учебные столы и стулья, магнитофон, цветная бумага, белая бумага, двусторонняя цветная бумага, клей, ножницы, цветной и белый картон, фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши, ластик, схемы по изготовлению фигурок. 2. 2.2. Информационное обеспечение:
2. 2.3. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие воспитатель Буракова Наталья Валерьевна. 2. 3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). 2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: фотоотчёты на персональном сайте, выставка работ, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде). 2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: фотоотчёты на персональном сайте, выставки работ, конкурсы (при наличии в образовательной среде). 2. 4. Оценочные материалы Наблюдение, анализ освоения программы детьми по фотоотчётам и выставкам представленных работ. 2. 5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения: Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, образца; Словесные: инструкция, пояснение, объяснения; Практические: пальчиковая гимнастика, упражнения, экспонирование (фото выставка работ), создание фигурки. Форма организации образовательного процесса: индивидуальная и групповая, воспитанники в возрасте 6-7 лет. Формы организации НОД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: НОД. Педагогические технологии, реализуемые в программе:
Алгоритм НОД: Структура НОД
Дидактические материалы:
2. 6. Список литературы и интернет-источников
|