«Волшебные превращения бумаги посредством оригами» (из опыта работы) |
Оригами | |||
Автор: Суворова Нелли Анатольевна | |||
28.11.2018 08:30 | |||
«Волшебные превращения бумаги посредством оригами» (из опыта работы) Выполнила: воспитатель 1 категории Суворова Нелли Анатольевна Сыктывкар 2018г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №113» г.Сыктывкара Изготовление различных поделок из цветной бумаги — увлекательное занятие для детей любого возраста. А поделка, которую мастерит ребенок вместе с взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему. Наблюдая за занятиями воспитанников, я заметила их интерес к различным упражнениям с цветной бумагой. Опираясь на интерес детей, мы с ребятами своей группы в свободное время организовали занятие-кружок "Волшебные превращения бумаги посредством оригами ".
Целью моей работы было развитие мелкой моторики рук посредством складывания бумажных фигурок. Почему именно оригами? Оригами — искусство складывания бумажных фигурок. Благодаря своему многостороннему воздействию на детей, очень полезно в дошкольном возрасте. Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово и вот он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется сам. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все эти факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит время и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание и память, мышление должны обрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. С первых дней в школе ребенок должен продолжительно сидеть за партой, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку и карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами — искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овледевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрывание, склеивание. Эта продуктивная деятельность, результат, которой ребенок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени. Это очень важно, так как у детей долгое ожидание результата приводит к потере интереса. Сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием: Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями, такими как: угол, сторона, квадрат, треугольник, и т. д. Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимось соотнесение наглядных символов (показ приемов складывания) со словестными (объяснение приемов складывания) и преревод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, сделав свою поделку, ребенок может помочь своему соседу Полученное изделие всегда может быть применено в качестве подарка, праздничного украшения помещения или дидактического материала Оригами способствует созданию игровой ситуации. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями или совершают путешествие в мир цветов. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себя волшебное слово о р и г а м и. Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Научившись конструировать игрушку, ребенок может легко показать, как ее складывать. А вот описать словами, как он это делает, ребенку трудно, Поэтому очень важно было научить его проговаривать свои действия, используя специальную терминологию. Укрепление взаимосвязи между наглядными, практическими и словесными действиями значительно активизирует мыслительные процессы. В основе любой поделки лежит определенная базовая форма. Умение складывать их – залог успеха в достижении результата. Складывание базовых форм позволяет ребенку быстрее ориентироваться в изготовлении любой фигурки и освоить приемы ее конструирования. Прежде чем приступить к конструированию игрушек, мы с ребятами осваивали самые простые приемы складывания базовой формы – квадрата. В первую очередь учились аккуратно сгибать квадрат, четко следовать основному правилу: точно совмещать углы и стороны (уголок с уголком встретились или соскучился уголок и пошел в гости к братцу...). Обучение складыванию базовых форм лучше проводить индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. Свою работу я строила по принципу «от простого к сложному»: - сложить квадрат по диагонали - сложить квадрат по полам - найти центр квадрата, складывая его по диагонали - найти центр квадрата, складывая его по полам - загнуть край листа к середине (середину определить путем сгибания пополам) - загнуть углы квадрата к середине (середину определить путем сгибания квадрата по диагонали) - загнуть углы квадрата к центру (центр определить путем сгибания квадрата пополам от разных сторон) Упражнения в складывании необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами: - Где угол квадрата? - Как можно найти середину квадрата? - Где верхний угол квадрата? - Где нижняя сторона? - Где диагонали? и т.д. Практические действия, дополненные объяснениями, способствовали более эффективному усвоению приемов складывания. Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность в проведении занятий мне помогал сказочный персонаж, чудесный Квадратик. Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик. Я квадратик не простой. Все называют меня чудесным. А знаете почему? Потому что я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения. Вот красивая бабочка – это я. А вот смешной лягушонок – это тоже я. Я могу стать самолетиком и рыбкой, сумочкой и корабликом. Всего не перечислить. А еще я люблю показывать фокусы. Вы тоже можете стать волшебниками и научиться превращать простой бумажный квадрат в любую фигурку. Но для этого нужно стараться и быть очень внимательным. Мне всегда хочется узнать как можно большее о том, в кого или во что я превращаюсь. А помогают мне в этом книги и рассказы детей и взрослых. От вас я тоже надеюсь услышать много интересного. Для того чтобы приступить к первому занятию не требуется почти ничего – лист бумаги. Именно доступность бумаги, как материала, и простота её обработки привлекает детей, ведь если фигурка не получится с первого раза ничего не стоит взять еще один лист и попробовать снова. Складывание каждой фигурки посвящено отдельное занятие, которое начинается с определения мотива и цели занятия в форме загадки, стихотворения, вопроса или беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании поделки, оценке результата. Работу с детьми я проводила в совместной деятельности 1 раз в неделю в вечернее время продолжительностью 20-25 минут Задачи:
Предполагаемый результат:
Составляя план, занятия я разделила по темам:
|