«Волшебство с листом бумаги» |
Оригами | |||
Автор: Иванова Н.Н. | |||
15.07.2015 10:39 | |||
«Волшебство с листом бумаги» Перед вашим взором сидят на стене птицы, растут у подножия цветы, только странные они какие-то. Вроде живые, но из чего-то сделанные. Конечно! Это же бумажные фигурки! Вы и сами умеете делать некоторые из них. Вспомните:
Наверное, почти все! Однако мало кто из нас знал тогда, что эти фигурки называются оригами.
Слово это пришло к нам из Японии и обозначает древнее японское декоративное искусство бумажной пластики, состоящее в складывании из нее объемных фигурок (животных, корабликов, шапок, домиков, цветов). Там, в течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству, ведь по-японски слова Бог и Бумага звучат одинаково – Ками. Позже оригами стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры. В 20 в. распространилось по всему миру, в том числе и в России, благодаря фигурке бумажного журавлика, ставшего символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. А покорилось оно другими странами лишь тогда, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому. Такой вид японского искусства меня очень заинтересовал, и мне захотелось научить этому интересному увлекательному и полезному делу своих воспитанников. Так началась работа над созданием этого курса: «Система занятий по оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей дошкольного возраста». Для реализации своей идеи я стала подбирать и приобретать необходимую методическую литературу. Познакомившись с авторскими работами по оригами, я поняла, как и в любом виде творчества, пределов совершенствования в искусстве оригами не существует. А еще это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценил искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире. О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги. И вот к чему они пришли. Складывая бумажные фигурки, дети:
Продолжая работу в данном направлении, я сначала освоила поделки сама, а потом стала учить этому детей, включая поделки по типу оригами не только в занятия по конструированию, но и вне их. Чтобы сделать процесс складывания интересным и понятным детям, я «оживила» квадратный лист бумаги. У нашего Квадрата есть лицо, руки и ноги. Любая работа начинается с того, что Квадрат ровно и правильно «становится» перед нами, то есть дети кладут перед собой Квадрат так, чтобы у него «руки», «ноги» и «голова» были в правильном положении. В старшем дошкольном возрасте, уже после полученных навыков работы с оригами, ввожу термины: вершина, сторона, линия сгиба, центр квадрата и др.; знакомлю с несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия из бумаги; а затем постепенно предлагаю ребятам самим читать чертежи. Памятуя «золотое правило педагогики» – от простого к сложному и, исходя из возрастных возможностей ребенка, подбираю соответствующие поделки. Весь программный материал условно разделила на циклы. Поделки одного цикла (простые, сложные) изготавливаются по единой основе – выкройке. Я не только знакомлю детей с техникой выполнения определенного вида изделия, но и показываю, как можно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что такой принцип преподнесения материала дает возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки. Для складывания фигурок нужна бумага: писчая, цветная, оберточная. Ее легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить. Оригами не требует особых инструментов; нужны ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры и иногда клей. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом. Это:
Подводя итоги работы, отмечаю, что изготовление поделок из бумаги:
Безусловно, все это и многое другое притягивает заниматься этим видом искусства!
|