Цель: формировать представления детей о многообразии съедобных и несъедобных грибов; познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов. Задачи: 1. Развивать умения различать съедобные и несъедобные грибы, составить правила сбора грибов. (Познание) 2. Развивать устную речь детей, умение отвечать полными ответами. (Коммуникация) 3. Воспитать любовь к природе, к её обитателям. (Социализация) Материал: посылка, муляжи грибов, письма от Старичка Лесовичка, картина с изображением гриба подосиновика, фланелеграф. Ход занятия: Воспитатель: - Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях на дорожке? Встала шапка из травы- Нет под шапкой головы. (Грибы)
Воспитатель: Правильно! Мы сегодня поговорим с вами о чём, как вы думаете? (о грибах). Их на свете очень много. А какие грибы вы знаете? (опята, лисички, мухомор, грузди, белый гриб). Воспитатель достаёт посылку: Ребята, нам сегодня Старичок Лесовичок прислал посылку. Давайте посмотрим, что в ней. (Заглядывает, достаёт письмо и читает его детям). Это первый секрет от Старичка Лесовичка: " Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные тонкие нити к грибу. Значит, грибы по одиночке не растут ". Воспитатель: А поможет мне изобразить, как растет гриб Настя (выставляет на фланелеграфе по очереди грибницу, тонкие нити, изображение грибов). А вот второй секрет лесного жителя " Белый гриб, его ещё называют боровиком, растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог, в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого- желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно на изломе белый, так он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами! " Воспитатель выставляет муляж белого гриба: А теперь Захар рассказать нам о белом грибе. Воспитатель: Так дети, мы познакомились со съедобным грибом. Как он называется? А ещё, Лера, как можно его назвать? Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы. Может, вы мне скажете, какие? (мухомор). Послушайте, еще один секрет Лесовичка. " Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Съешь её и умрёшь. Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну, а мухомор вы ни с кем не спутаете… Настя, какой это гриб, опиши его… - Шляпка ярко красная, на ножке кольцо, как будто мини- юбочка… -(продолжает читать письмо) Мухомор гриб не такой, простой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Мухомором не брезгует, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по несколько штук за один раз. Зачем? Мухомор для лосей - лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!" Вопросы воспитателя к детям: - Вова, почему мухомор называют мухомором? - Лера, что общего между мухомором и бледной поганкой? - Настя, что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдёшь мимо или собьёшь его ногой? - А теперь, Лера и Настя попробуют отобрать предметы, которые нам пригодятся в лесу для сбора грибов /набор предметных картинок/. Вова, Захар и Даша выберут грибы, которые можно собирать в лесу /набор муляжей/. А вам ребята надо будет выбрать несъедобные грибы. *Ребята самостоятельно выполняют задание. Воспитатель: Вот правила, которые необходимо знать каждому - Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу. Собирать грибы можно только те, которые ты знаешь. Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. Наши правила, мы отправим Старичку Лесовичку – пусть он будет спокоен, что наши ребята все знают правила сбора грибов / Воспитатель: Так дети, мы познакомились со съедобным грибом. Как он называется? А ещё, Лера, как можно его назвать? Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы. Может, вы мне скажете, какие? (мухомор).
Послушайте, еще один секрет Лесовичка. " Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Съешь её и умрёшь. Шляпка у неё в центре как шар, а по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну, а мухомор вы ни с кем не спутаете… Настя, какой это гриб, опиши его…
- Шляпка ярко красная, на ножке кольцо, как будто мини- юбочка…
-(продолжает читать письмо) Мухомор гриб не такой, простой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Мухомором не брезгует, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по несколько штук за один раз. Зачем? Мухомор для лосей - лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!"
Вопросы воспитателя к детям:
- Вова, почему мухомор называют мухомором?
- Лера, что общего между мухомором и бледной поганкой?
- Настя, что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдёшь мимо или собьёшь его ногой?
- А теперь, Лера и Настя попробуют отобрать предметы, которые нам пригодятся в лесу для сбора грибов /набор предметных картинок/. Вова, Захар и Даша выберут грибы, которые можно собирать в лесу /набор муляжей/. А вам ребята надо будет выбрать несъедобные грибы. *Ребята самостоятельно выполняют задание.
Воспитатель: Вот правила, которые необходимо знать каждому -
■ Срезать грибы ножом, чтобы не повредить грибницу.
■ Собирать грибы можно только те, которые ты знаешь.
■ Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут
пригодиться.
Наши правила, мы отправим Старичку Лесовичку – пусть он будет спокоен, что наши ребята все знают правила сбора грибов
|