Цели и задачи: Образовательная область: «познание» - Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости. - Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях. - Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы. - Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии. - Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность. - Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту. Образовательная область: «коммуникация» - Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный. - Способствовать развитию мышления, любознательности
Материал: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички. Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой. На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности. Ход занятия. 1 часть. Звучит музыка (шум волн, журчание ручья). Воспитатель: Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. Ответы детей: это загадка о воде. Воспитатель: А где мы встречаемся с водой? Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д. Воспитатель: А для чего нужна вода? Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д. Воспитатель: Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде? Дети читают стихи: «Хлюп – хлюп». Хлюп-хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Машенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится. Машенька умоется, Причешется, оденется. С. Капутикян. Я под краном руки мыла, А лицо помыть забыла. Увидал меня Трезор, Зарычал: «Какой позор!». Г. Ладонщиков. «Не мешайте мне трудиться». Не мешайте мне трудиться! Я водицы принесу. И колодезной водицей Всех, конечно, угощу. Пейте, пейте, Не жалейте! А хотите, В лейку лейте – Поливайте огород, Он ведь тоже воду пьет! Е.Благинина. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды? Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д. Воспитатель: Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная? Ответы детей: Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промыкают, машины могут обрызгать. Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди. Много воды выпить – живот может заболеть. Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут. Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку. Физкультминутка: Под листочком жук проснулся, Потянулся, встрепенулся. Брюшко, нос, глаза, усы Вымыл капелькой росы. 2 часть. Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода? Ответы детей: Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная. Воспитатель: Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар. Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он? Ответы детей: Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло. Воспитатель: А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар. Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара. Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар. Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки. В воде – человечки стоят рядом друг с другом. В кусочке льда – крепко держаться за руки. В паре – постоянно двигаются. Давайте поиграем в этих человечков. Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара. 3 часть. Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом! Дети загадывают загадки: Очень добродушная, Я мягкая, послушная. Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода). Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (Река). Бел, как мел, С неба прилетел. Зиму пролежал, В землю убежал. (Снег). К маме – речке бегу, И молчать не могу. Я ее сын родной, А родился весной. (Ручей). Утром падаю всегда, Не дождинка, не звезда. И сверкаю в лопухах На опушках и лугах. (Роса). В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода). В огне не горит, И в воде не тонет. (Лед). Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и утечет. (Сосулька). Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка). Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду? Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим. Воспитатель: Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель Корней Чуковский: Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться. В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане. И в ванне, и в бане, Всегда и везде – Вечная слава воде!
|