Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита». |
Познание | |||
Автор: Кравцова Наталия Михайловна | |||
24.06.2015 08:21 | |||
Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита». Воспитатель МАДОУ детский сад №18: Кравцова Н.М. г. Балаково 2015 г. Образовательная область: познавательное развитие Цель: знакомство с магнитом Программные задачи: Образовательные: Познакомить с понятием «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Закреплять навыки осторожного обращения с острыми и колющими предметами.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита, речь, внимание, логическое мышление, любознательность. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению свойств окружающих предметов, желание помогать другим. Интеграция образовательных областей: познание, социально — коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая культура. Оборудование и материалы: посылка, картинки с изображением инопланетян, схемы опытов, металлические, стеклянные, деревянные, пластмассовые предметы, магниты, компас, компьютер для показа схем. Словарная работа: притягивает, примагничивает, магнитные силы, магнитное поле. Мотивация: помочь детям почувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи товарищам и взрослым. Методика проведения непосредственной образовательной деятельности: Воспитатель: ребята, наши друзья Манеробики с планеты Манеробия прислали нашему ученому Почемучке посылку, в которую положили машину времени. Но, посылка попала в космическую бурю, и все детали машины раскрутились и перепутались. Теперь в посылке лежат вместе металлические, деревянные, стеклянные и другие предметы. Что же теперь делать? Как помочь нашему ученому? (Предполагаемые ответы детей) - а как же отличить железные детали от остальных? (Ответы детей) - Давайте попробуем провести опыт. Возьмите магниты проведите магнитами над предметами. - Расскажите, что вы делали? Что у нас получилось? Вывод: Мы провели магнитом над предметами и все металлические предметы притянулись. Значит, магниты притягивают металлические предметы. - А для того, чтобы мы все запомнили, давайте посмотрим на схеме и поставим плюсы около тех предметов, которые притягиваются магнитами, а минусы около предметов, которые не притягиваются магнитами. - Я думаю, что наш ученый «Почемучка» будет очень рад, что мы помогли ему. - Мы с вами увидели, что металлические предметы притягиваются магнитом, а вы знаете, почему так происходит? Потому что на них действуют магнитные силы. Как мы можем увидеть магнитные силы? Для этого у нас есть магнитные опилки, магнит и картон. - Перед проведением следующего опыта хочу вас предупредить – железные опилки нельзя брать руками, только ложкой. Опилки очень острые и могут поранить руки, (показываю схему). - Сейчас мы проведем следующий опыт: ложкой насыпаем на картон металлические опилки, а магнит положим под картон. Посмотрите, что получится: все металлические опилки собрались в одном месте – где находится магнит. Почему это произошло? Опилки примагнитились. Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все металлические предметы и притягивает их. Так что притягивает металлические предметы? Правильно, магнитное поле. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу? Давайте проверим. Опыт: поднесите 2 магнита друг к другу и наблюдайте, как они притягиваются. Что вы сделали, и что у вас получилось? (Ответы детей) Воспитатель: А теперь поднесите магниты другой стороной. Проверьте, что получится. Опыт: Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются. - Расскажите, что вы сделали, и что у вас получилось? (Ответы детей) Воспитатель: Вот мы и узнали еще одно свойство магнита. Магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу. Физкульминутка: Выходим в середину зала. Я буду большой магнит – а вы – маленькие магнитики. Большой магнит притягивает к себе маленькие магнитики (дети бегут к воспитателю). А сейчас я повернусь к вам спиной и маленькие магнитики оттолкнулись от большого магнита и разбежались в разные стороны. (Игра проводится 2 раза.) Дети садятся за столы. - А теперь мы с вами опровергнем пословицу – «Невозможно отыскать иголку в стоге сена». Как вы думаете, как можно отыскать иголку в стоге сена? Конечно, мы можем найти иголку с помощью магнита. (Показ картинки.) Давайте попробуем отыскать иголку в стоге сена. В сухую траву я спрячу иголку, а вы попробуйте найти ее. (Опыт) - Какой мы сделаем вывод – магнитные силы проходят через различные предметы. А через воду пройдут магнитные силы? Давайте проверим, используя магнит. Опыт: в стакан с водой опускаем гвоздь. Задаю детям вопрос — как достать гвоздь, не замочив рук? Провести магнитом около стенки стакана, и двигаем его вверх. Когда гвоздь появляется над водой, достаем его. Вывод: Магнитные силы проходят через воду. Воспитатель: Мы уже знаем свойства магнита. Какие? Магнит притягивает к себе металлические предметы, магнитные силы проходят через различные предметы: воду, картон, сено. Опираясь на схемы, дети вспоминают свойства магнитов: Магнит притягивает железные предметы. Магнит имеет магнитное поле. Магнитные силы проходят через разные материалы. 2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу. Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, активно работали, помогли нашему ученому, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось? (Ответы детей). - Ребята, наш ученый «Почемучка» дарит вам подарок – компас. Кто из вас знает, что такое компас? (Предполагаемые ответы детей) Его изобрели люди для того, чтобы знать, где север, где юг, где запад, где восток. Чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне. Самая важная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Синяя стрелка всегда показывает на север, а красная на юг. Сколько бы вы не поворачивали компас, стрелка все равно будет устанавливаться в определенном направлении. Попробуйте повернуть компас, и понаблюдайте что произойдет. Стрелка возвращается и указывает на север. Рефлексия: добро, как магнит, притягивает к себе добрых и хороших людей. Пожелаем друг другу: быть в жизни таким добрым магнитом.
|