«Человек был и всегда останется сыном природы. и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. здесь, в природе, вечный источник детского разума», - так писал о роли природы в жизни ребенка В.А.Сухомлинский. Наши дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которое нацелено современное общество, нам, взрослым, очень важно не допустить формирования у детей потребительского отношения к природе. Помнить о том, что сильные детские впечатления от общения с ней навсегда оставляют свой след, пробуждают желание узнать еще и еще. Ребенок, чувствующий красоту природы и познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям.
Природа – это дом, который нас кормит, поит, оздоровляет. В этом прекрасном доме рядом с нами живут дети. Именно им мы передаем все наше богатое наследство – всю красоту лесов, морей, рек, краски закатов и рассветов. Готовы ли они стать хозяевами всего этого, сумеют ли оценить, сберечь, украсить и приумножить это богатство? Это зависит от того, как мы их воспитаем, мы всегда должны помнить, что нам необходимо воспитывать у детей любовь к природе. И любовь эта не приходит сама. Она прививается заботами и стараниями старших. Ведь без воспитания любви к природе, умения тонко и глубоко понимать и чувствовать ее красоту невозможно формирование духовного мира ребенка. Ребёнок от природы добр. Настоящая детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у детей, явление, скорее, не типичное. Да, случается, конечно, что дети бросают камни в пруд, реку, загрязняя при этом воду в водоёме, где живет много разных живых существ, охапками рвут цветы, но их никто не останавливает. Бывает, дети просто так ломают ветки, но нанося «боль» дереву, они, на самом деле, не понимают, что делают ему больно. Происходит это потому, что взрослые вовремя не объяснили малышу, что деревья, цветы, животные – это такие же живые существа, как и мы. А ведь наша природа – источник духовного здоровья и радости каждого человека. И я уверенна, что воспитание бережного отношения к природе надо начинать именно с дошкольного возраста. В детском саду дети получают о ней первые сведения. Бесконечно разнообразный мир пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Мы, взрослые, не всегда представляем себе, к каким последствиям может привести изоляция маленького человека от природы. Для человека любящего свою Родину, так же естественно любить родную природу. Любовь к ней делает людей мягче, человечнее. Ведь наша природа-источник здоровья и радости, духовного богатства каждого человека. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к своей земле, родине, людям. И очень важно донести это до наших детей. Незаменимым помощником в этом является уголок природы в группе. Уголок живой природы в детском саду – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или на занятиях кратковременны. А в уголке дети могут подходить к животным и растениям в течение всего дня, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Уголок природы способствует проявлению заботливого, бережного отношения дошколят к живым существам. Сначала малыши наблюдают за тем, как я ухаживаю за растениями и животными, затем постепенно приобщаются к уходу сами. Поливая цветы, я проговариваю: «А наши цветы проголодались, земля-то сухая, их нужно срочно полить». Прошу помочь полить цветы. Трехлетние дети делают это с большим удовольствием. Чтобы дети приучились замечать происходящие изменения в уголке природы, я периодически осматриваю его вместе с ними. Говорю детям: «Посмотрите, у фикуса появился новый зеленый листочек, наш бальзамин зацвел. А вот у колеуса почему-то поникли листочки. Давайте подумаем вместе, почему это произошло? Наверное, ему жарко, а мы его мало поливаем. Давайте поставим его в баночку с водой». Через некоторое время обязательно обращаю внимание детей на то, что этот цветок начал хорошо расти. В процессе ухаживания, привлекаю внимание детей к особенностям внешнего вида растений. Учу наблюдать за ними. При рассматривании комнатных растений вместе учимся находить красоту цветов и листьев, обращаю внимание на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного и заботливого отношения к растениям. Благодаря таким систематическим наблюдениям, труду в уголке природы дети начали проявлять сочувствие, заботу не только по отношению к природе, но и к тем, кто в этом нуждается. И поэтому я считаю, то трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Ведь природа - не только великий учитель, но и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего поколения».
|