Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Тайна мыльных пузырей» (старшая группа)
Аманжулова Г.К., Курбатова Н.А. воспитатель МКОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2» Колокольчик Локомотивный городской округ Челябинская область
Цель: Расширение представлений старших дошкольников о свойствах мыльных пузырей и способах изготовления мыльного раствора в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные: - Стимулировать детей к обследовательским действиям, раскрывающим новые свойства мыльных пузырей; - Побуждать детей находить решение проблемы, учить высказывать свои предположения и суждения и делать выводы; - Подвести детей к выводу о том, что прочность мыльного пузыря зависит от свойств раствора (т.е. если добавить в раствор немного больше глицерина, то стенки пузыря будут прочнее); - Продолжать учить детей действовать в соответствии с заданным алгоритмом (схемой, моделью) и получать результат; - Формировать умение определять, анализировать свойства, и качества изучаемого объекта: мыльные пузыри - цвет, форма, прочность, легкость; раствор - прозрачность, вязкость, растворимость; - Продолжать учить согласовывать существительное и числительное: «три стакана», «одна ложка» и.т.д.;
- Закрепить умение пользоваться приборами – помощниками при проведении опыта; Развивающие: - Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей новыми словами: глицерин, емкость, генератор; - Развивать восприятие, активно включая органы чувств; - Развивать память; - Развивать коммуникативные навыки; Воспитательные: - Воспитывать интерес к совместному обсуждению проблемы; - Воспитывать аккуратность;
Ход занятия: (Ириска выглядывает из-за штор) Ириска. Здравствуйте, здравствуйте, уважаемые гости! Мы вас так долго ждали! О встрече с вами мы мечтали! Всем удобно? (ответы из зала) Не скучайте, И проспект наш полистайте.... (раздает гостям рекламные проспекты о детском саде) Пока мои друзья не пришли, я успею еще кое-что приготовить до их прихода.... (звучит музыка, Ириска включает генератор, дети вместе с воспитателем заходят в зал, здороваются с гостями) Воспитатель. Ребята, проходите, посмотрите, к нам в гости пришла Ириска! Здравствуй, Ириска! Ириска. Здравствуйте, ребята! Я к вам так спешила, я вас так ждала! Воспитатель. А почему ты нас ждала, Ириска?
Ириска. Да ничего особенного, просто у меня хорошее настроение и мне захотелось поделиться им с вами... Представляете, эта чудесная машина-генератор мыльных пузырей, умеет выдувать мыльные пузыри, которые так красиво переливаются на солнце разными цветами радуги! Я очень люблю пускать мыльные пузыри, посмотрите, как у меня получается.... (пускает мыльные пузыри) Воспитатель. Молодец, Ириска, и правда замечательные пузыри получаются...А скажи, нам Ириска, что ты знаешь о мыльных пузырях? Ириска. Ничего, я умею их только пускать. Воспитатель. А мы с ребятами очень много знаем о мыльных пузырях, давайте расскажем Ириске о них. (ответы детей) Воспитатель. Ириска, обрати внимание на нашу выставку… Работы, представленные на выставке, ребята выполнили с помощью мыльных пузырей! Ириска. Как красиво! Какие вы молодцы! Воспитатель. Ребята, а кто сможет рассказать, как мы рисовали с помощью мыльных пузырей? Воспитатель. А что еще мы можем рассказать о мыльных пузырях? (ответы детей) Воспитатель. Действительно, наши ребята знают стихотворения о мыльных пузырях! Ириска. Правда, ребята? Как мне хочется их послушать... (дети читают стихотворения) Воспитатель. Скажи, Ириска, а где ты обычно берешь раствор для мыльных пузырей? Ириска. (думает) Где? Покупаю в магазине. Воспитатель. Вы согласны, ребята? А вы знаете, что раствор для мыльных пузырей можно сделать самим? (ответы детей) Ириска. Нет, не знаю! Воспитатель. Скажите, ребята, а вы хотите сами научиться делать раствор для мыльных пузырей? (ответы детей) Воспитатель. А ты, Ириска? Ириска. Конечно, хочу! Воспитатель. Тогда я приглашаю всех пройти в нашу мини-лабораторию (проходят в мини-лабораторию). Трек №2 Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам взять халаты и одеть их ... (надевают халаты) Воспитатель. Ребята, а для чего мы надели с вами халаты? (ответы детей) Воспитатель. Правильно, для того чтобы наша одежда оставалась чистой и сухой . Ребята, сегодня мы с вами будем учеными. А, кто знает, кто такие ученые? Слайд №1 (ответы - рассуждения детей). Воспитатель. Правильно, ученые это люди, которые занимаются наукой, проводят разные исследования. Вот и мы сегодня с вами тоже проведем своё небольшое исследование, попробуем сами создать раствор для мыльных пузырей, и выясним, из чего он состоит. Но сначала давайте вспомним, что необходимо, знать при работе с мыльным раствором. (ответы – рассуждения детей)
Воспитатель. Правильно ребята, все, что вы сказали верно. Слайд № 2 Воспитатель. Ребята, обратите внимание, перед вами стоят предметы - помощники. Давайте их назовем? (ответы детей) Воспитатель. При приготовлении мыльного раствора мы с вами будем опираться на схему, обратите внимание на слайд. Давайте ее рассмотрим. Ребята, кто сможет помочь мне ее прочесть? Слайд №3 (дети читают схему под цифрой 1) Воспитатель. Молодец, правильно! Нам нужно налить в емкость 3 стакана воды. Ребята, кто хочет мне помочь налить воду в емкость? (ребенок выполняет действие) Трек №3 (фоном) Воспитатель. Молодец, давайте рассмотрим схему дальше … Что мы теперь должны сделать, как вы думаете? (ответы детей) Слайд №4 Воспитатель. Правильно, мы должны добавить в раствор 1 стакан средства для мытья посуды, перемешать ложкой. Кто хочет мне помочь? ( ребенок выполняет действие) Трек №3 (фоном) Воспитатель. Ребята, обратите внимание на следующую схему… Что мы должны сделать дальше? (предположение детей) Слайд №5 Воспитатель. Для того, чтобы пузыри были прочнее в наш раствор нужно добавить глицерин. Это новое для вас средство и я предлагаю вам познакомиться с ним поближе. Обратите внимание на экран Слайды № 6-12 Воспитатель. Глицерин – это полезное и универсальное средство, которое используется в производстве и находит применение во многих сферах нашей жизни… В медицине, оно используется для заживление ран на коже. В кулинарии, при приготовлении кондитерских изделий, благодаря его свойствам улучшается состав конфет. Используется в производстве пластмассы и упаковочных материалов. Для изготовление различных видов бумаги. При производстве тканей. Так же используется для приготовление мыла. Когда вы пойдете в школу, вы еще многое узнаете об этом полезном средстве. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета глицерин? (дети рассматривают жидкость и делают свои предположения) Воспитатель. Правильно глицерин бесцветный, а еще, ребята, он не имеет запаха и очень вязкий. Давайте еще раз внимательно рассмотрим схему. Сколько глицерина нужно добавить в емкость, для того чтобы пузыри были более прочными? (ответы детей)
Слайд № 13 (5) Воспитатель. Молодцы! Для того чтобы стенки мыльных пузырей были прочней нам нужно добавить в раствор 1 маленький стакан глицерина. Кто хочет мне помочь? (ребенок выполняет действие)Трек №3 (фоном) Воспитатель. Наш раствор готов. Теперь его нужно осторожно перемешать, чтобы не было пены (ребенок выполняет действие) Трек №3 (фоном) Воспитатель. Ребята, мы теперь точно знаем из чего состоит раствор для мыльных пузырей, давайте еще раз это вспомним. Дидактическая игра « Собери последовательность» Трек №4 Воспитатель. Правильно, наш раствор состоит из воды, средства д/мытья посуды и глицерина. Всё верно ребята! А теперь возьмём приготовленный нами раствор и проверим, получатся ли из нашего раствора мыльные пузыри и будут ли они прочными? Давайте вспомним, какими способами мы с вами пускали мыльные пузыри... Видеоролик №2 (комментарии детей) Воспитатель. Ребята, а как нужно правильно пускать мыльные пузыри? (ребенок проводит дыхательную гимнастику) Трек №5 (фоном) Ребенок. Сделаем из пальцев вдруг Мы большой красивый круг (соединить большие и указательные пальцы рук) Воздух носом мы вдохнём, (вдох через нос) Надувать пузырь начнем. Губки в трубочку свернули И большой пузырь надули. (выдох через рот) Воспитатель. Ребята, а теперь давайте попробуем вместе! (дети выполняют дыхательную гимнастику)
Воспитатель. А сейчас приступим к испытанию нашего раствора и посмотрим, какие у нас будут получаться мыльные пузыри. …, подойди ко мне, обмакни в наш раствор трубку, вдохни в себя воздух и попробуй медленно выдуть мыльный пузырь. Получилось? (дети пробуют выдуть мыльные пузыри). Трек №6 (фоном) Ириска. Какой замечательный мы приготовили раствор! Я тоже хочу попробовать надуть мыльный пузырь! Воспитатель. Хорошо, Ириска, попробуй. (Ириска выполняет действие)
Воспитатель. Ребята, а вы догадались, почему у Ириски получился большой пузырь? (предположения детей) Воспитатель. Всё верно, чем больше размер (диаметр) трубки тем крупнее получается пузырь. Ребята, какие у нас получились пузыри? (ответы детей) Воспитатель. Правильно, разного размера, цвета. А как вы думаете, если подуть на пузырь, что произойдет? (предположения детей) Воспитатель. Всё верно, если подуть на пузырь - он полетит. Как вы думаете, почему так происходит? (предположения детей) Воспитатель. Конечно, он полетит, потому что он лёгкий. Ириска, скажи, ты знаешь, что находится внутри пузыря? Ириска. Нет, не знаю! Воспитатель. Ребята, а вы знаете? (ответы детей) Воспитатель. Правильно, воздух. Мы их надуваем и наполняем воздухом, поэтому они легкие, воздушные, ветерку послушные. Давайте все вместе попробуем надуть еще пузыри. (дети выполняют действие) Трек №6 (фоном) Ириска. Молодцы, ребята, а вы знаете, что с мыльными пузырями можно показывать волшебные фокусы, хотите посмотреть? (Ириска показывает фокус) Трек № 8(фоном) Воспитатель. Ребята, а вы поняли, в чем секрет фокуса? (предположения детей) Воспитатель. Правильно, благодаря перчатке пузырь не лопается. Ириска. Ребята, кто хочет стать фокусником и попробовать сделать волшебный пузырь? (дети выполняют действие) Трек №8 (фоном) Ириска. Здорово! (Ириска надувает пузыри) Осторожно, пузыри, Вот какие посмотри, Раздуваются, блестят, Отрываются, летят, Этот со сливу, этот с орех, А этот - не лопнул дольше всех! Давайте и мы, словно мыльные пузыри полетаем – потанцуем!
(дети исполняют танец) Трек №7 Ириска. Молодцы ребята! А я времени зря не теряла и приготовила вам в подарок трубочки для пускания мыльных пузырей, а раствор вы теперь умеете готовить сами! И так как я умею делать фокусы, я специально для вас наполню мыльным раствором красивые баночки... Волю фокусника исполни, баночки чудесные мыльным раствором наполни! (снимает салфетку и раздает баночки с мыльным раствором детям) Ириска. Ребята, мы так много сделали мыльного раствора, что же делать с оставшимися баночками? (предположения детей)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Давайте подарим его малышам, им будет очень приятно, ведь они еще маленькие и не умеют сами делать мыльный раствор. Воспитатель. Мыльные пузыри это чудо, которое любят все и дети и взрослые. Спасибо, Ириска тебе за помощь, и подаренное хорошее настроение! Воспитатель. Вот и подошло наше занятия к концу, мне кажется, что оно получилось веселым интересным и познавательным. Ребята, скажите, а вам понравилось? Если понравилось, и вам было интересно и весело, то прикрепите улыбку на воздушном шарике, который так похож на мыльный пузырь, а если не понравилось, то - изобразите грусть. (дети выполняют действие) Трек №9 (фоном) Воспитатель. Что вам особенно запомнилось на сегодняшнем занятии? А что было трудным для вас? (ответы детей) Воспитатель. Я хочу поблагодарить вас вы сегодня молодцы! Спасибо вам!!! А сейчас давайте все вместе скажем наши волшебные слова: Дружно хлопнули в ладоши, вместе топнули ногой! Все о чем мы говорили, мы запомнили с тобой! До свидания всем сказали? Отправляемся в группу. Клепа, и тебя мы приглашаем к себе в гости.
Ириска. Спасибо, вот это здорово! А я хочу вам подарить этот генератор мыльных пузырей, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и вы могли также, как и я делиться им с другими! (Ириска дарит детям генератор мыльных пузырей и дети с воспитателем и Ириской идут в группу) Трек № 1
|