Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе «Металл, его качества и свойства». Цели: Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Материалы. Металлические предметы, емкость с водой, свеча, магнит, сундук, деревянные и резиновые предметы, иллюстрации по теме, варежки с магнитом, лист бумаги, костюм для игрового персонажа.
Словарная работа. Металл, металлические предметы, магнит, притяжение, магнетические и немагнетические предметы, ковкость. Предварительная работа. Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор), игры с магнитом. Ход занятия. Педагог. Ребята, послушайте загадки: Сам худ, голова с пуд. Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. Как вы думаете, о каком предмете эти загадки? Дети. Эти загадки о молотке. Педагог. Правильно, эти загадки о молотке. А из чего сделан молоток? Дети. Молоток сделан из металла. Педагог. Да, молоток сделан из металла. А еще можно сказать, что он металлический. А вы знаете, для чего нам нужен молоток? Дети. Молоток нужен, чтобы забивать гвозди. Педагог. В далекие времена молоток использовали с другой целью. Например, если где-то пожар, и надо было собрать людей на помощь, брали молоток и стучали им по металлическому предмету. Стук разносился далеко вокруг, и люди, услышав его, спешили на помощь. Педагог стучит молотком по металлическому предмету. В группу вбегает запыхавшийся домовенок Кузя. Кузя. Что у вас случилось? Почему так громко стучите? Педагог. Во – первых, здравствуйте. Кузя. Здравствуйте, где что горит? Педагог. У нас ничего не горит. А вот вы, я смотрю, чем-то взволнованы. Сядьте, успокойтесь и расскажите нам, кто вы и как вас зовут? Кузя. Я домовенок Кузя. Хорошо, что у вас ничего не горит. А почему вы тогда так громко стучали? Педагог. Я рассказывала детям, как когда-то люди при помощи молотка сообщали о том, что где-то пожар. Кузя. Да, я знаю об этом. Брали две палки и стучали. Педагог. Нет, Кузя, брали не палки, а что-нибудь металлическое и стучали. Опыт № 1. Дети стучат сначала деревянными палочками, а потом – металлическими. Выясняют, какой звук был громче и почему. Педагог. Кузя, а ты умеешь различать металлические предметы от не металлических? Может быть, мы с детьми тебе поможем в этом? Кузя. Да я и сам это умею делать. Вот у меня есть сундук, а в нем много всякого добра. Кузя заталкивает сундук в группу. Высыпает предметы на пол и говорит, что все они сделаны из металла. Педагог. Дети, давайте научим Кузю отличать металлические предметы от не металлических. Игра «Наведи порядок в сундуке». Цель: классификация предметов по материалу изготовления. Дети берут предмет, называют его и говорят, из чего он сделан. Педагог. Дети, а вы знаете, что еще можно сделать из металла? Ответы детей. Кузя. А я тоже знаю такие предметы! Педагог. Ну, хорошо, назови нам, что сделано из металла? Кузя (задумывается). Стул. Стул можно сделать из металла, но ты его не сможешь поднять. Металл очень тяжелый, и мы с детьми сейчас это докажем. Опыт № 2. Дети берут два шарика – одинаковые по размеру, но разные по материалу (металлический и деревянный), взвешивают на ладонях и определяют, какой шарик тяжелее. Педагог. А давайте мы проверим, правда ли, что металлический шарик тяжелее. Опыт № 3. В емкость с водой дети сначала опускают деревянный шарик, а потом металлический. Педагог. Что произошло с шариками? Дети. Деревянный шарик не утонул, а металлический – утонул. Педагог. Почему утонул металлический шарик? Дети. Потому что он тяжелее. Педагог. Что тяжелее: металлический шарик, деревянный шарик или вода? Дети. Металлический шарик тяжелее деревянного и тяжелее воды. Кузя. Подумаешь, легче, тяжелее. Зато я сильный! Вот сейчас возьму прут металлический и что–нибудь из него сделаю. Кузя берет металлический прут и пытается его согнуть. Педагог. Нет, Кузя, у тебя ничего не получится. Чтобы сделать что-то из металла, его нужно накалить на огне до красного цвета и с помощью молотка придать форму. А людей, которые этим занимаются, называют кузнецами. (Показ картины из серии «Знакомство с профессиями»). Педагог. А сейчас мы ее нагреем и сделаем теплой. Опыт № 4. Педагог нагревает металлическую пластину на свече. Через некоторое время дети могут потрогать пластинку и отмечают, сто она стала теплой. Кузя (берет в руки металлическую пластинку). Фу, какая холодная! Опыт №5. Дети кладут пластинку на батарею, через некоторое время трогают и отмечают, что она стала теплой. Педагог. Кузя, а сейчас тебе и детям я покажу фокус. У меня есть волшебная рукавичка. Я сейчас надену рукавичку на руку и все предметы прилипнут к ней. Опыт №6. Педагог надевает рукавичку и проводит ей над мелкими предметами. Педагог. Что произошло и почему? Дети отвечают и с помощью педагога делают выводы о том, что только металлические предметы притягиваются магнитом. Педагог. Ну, что Кузя, сможешь ты теперь находить металлические предметы? Ребята, давайте еще раз расскажем Кузе о металле. Дети. Металл тяжелый, имеет металлический блеск, он притягивается магнитом, его можно нагревать, поэтому из него можно сделать различные поделки и предметы. Кузя. Спасибо, ребята! Я сегодня узнал много о металле. Увидел предметы, сделанные из него. А сейчас я пойду и расскажу своим друзьям, чему я научился у вас. До свидания!
|