Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Предлагаемое сенсорно-моторное панно рекомендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и сравнительных рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях — как массовых, так и компенсирующего вида. Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи.
Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием мышления. Средний и особенно старший дошкольный возраст — это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор ребенка, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения; ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, что сказывается и на его речи . Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность; она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, JI. Выготский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка и т. д.; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, схемами, выполняемые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления. Любая картинка на сенсорно-моторном панно как бы оживает, предметы можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию. Ребенку легче понять сюжет, который на его глазах и создается. Панно позволяет использовать при восприятии сюжетной картины двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей. Таким образом, использование сенсорно-моторного пособия «Времена года» поможет реализации задач, стоящих перед логопедом и воспитателем: Развитие сенсорно-моторных навыков; Обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий; Развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию; Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания); Формирование пространственно-временных представлений. Процессу обучения детей различным видам рассказывания предшествует большая работа по сравнению отдельных предметов и явлений. Взрослый может предложить ребенку в качестве помощи план рассказа. Например: «Весна» 1.Какое время изображено на картинке? 2.Назови первые приметы этого времени года в природе. 3.Назови весенние месяцы. 4.Назови признаки весны. 5.Расскажи о жизни птиц и зверей весной. Ребенок сам может сложить картинку на панно, соответствующую определенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу, но и по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ. Это повышает его заинтересованность в выполнении задания, стимулирует речевую активность и произвольное внимание. В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи — все это способствует развитию мышления, памяти, внимания. Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры. «Чего не стало?» Взрослый убирает какую-нибудь существенную деталь картины, а ребенок называет исчезнувший предмет. «Что изменилось?» Взрослый меняет местами какие-нибудь существенные детали картины, а ребенок говорит, что изменилось. «Нелепицы». Взрослый составляет из деталей игры различные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на панно (например: летом на деревьях лежит снег, грибы растут на дереве и т. д.). Формирование пространственно-временных представлений нередко вызывает значительные трудности. Действия с панно помогут детям усвоить такие понятия, как верх — низ, вправо — влево, перед — за — после — между, над — под; названия месяцев и времен года (их количество и последовательность). Панно помогает на занятиях в области познания (ознакомление с окружающим миром, с природой, в области продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В основе ознакомления с природой лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы. Реализация программных задач осуществляется в процесе как повседневного общения, так и на специальных занятиях. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, я объясняю детям, как можно достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, расположения. Дети учатся располагать детали с учетом перспективы (ближе - дальше). Это помогает лучше понять глубину картины. Конструирование и аппликация требует исследования формы предмета (образца), его строения. Помогаю детям выяснять взаимоотношения частей в пространстве и соотносить свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорно-моторное панно.
|