Мастер – класс интегрированного занятия "Времена года" |
Познание | |||
Автор: Майкова Любовь Сергеевна | |||
14.07.2015 15:18 | |||
Мастер – класс интегрированного занятия "Времена года" областей «физическая культура + ознакомление с природой Разработала: Майкова Л.С. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Радуга, Козловка Цель мастер-класса: освоение и применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя. Задачи для детей: — учить различать признаки времён года, их последовательность;.
Предварительная работа. Беседы с детьми о смене времён года, о природоохранной деятельности человека, прогулки-походы на природу, изготовление игрушек-самоделок из природного материала и подручных средств. Интеграция с другими образовательными областями: «Музыка» «Художественное слово», «Познание» Оборудование: мультимедийная приставка, музыкальный центр, глобус, фонарик, картины с изображением природы в сезонных изменениях. Ход мастер-класса: Представление технологии: По утверждению учёных, человечество идёт к экологической катастрофе. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное использование ресурсов привели к нарушению экологического равновесия. И возникла необходимость уже с дошкольного возраста воспитывать у детей любовь к природе в широком её смысле. Формирование экологической культуры тесно связано с двигательной деятельностью детей, т.к. через движение можно показать и повадки зверей, и растительность, и совершать увлекательнейшие путешествия по нашей планете. Если занятие по физкультуре имеет конкретный природоведческий сюжет, это позволяет детям, погружаясь в предлагаемые обстоятельства, ставить себя на место живых объектов и таким образом знакомиться с их жизнью как бы изнутри. Дети относятся к таким сюжетным занятиям с большим интересом. Они быстро включаются в игру, легко входят в образ. Формирование экологических представлений обеспечивается за счет развития у детей способности логически «вычислять» вероятные формы поведения живых объектов в каждой конкретной ситуации. Этому способствуют подвижные игры экологической направленности, оказывающие положительное влияние на развитие различных сторон личности ребенка. Играя, дети не утомляются, раскрепощены, чувствуют себя свободно, следовательно, это позволяет внести определенный вклад в проблему внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Каждое занятие этого типа проводятся в два этапа. Задача первого этапа – актуализировать знания, которые понадобятся на занятии. Для этого проводится вводная беседа, базирующаяся на натуралистических фотографиях, на которых запечатлены события, предусмотренные во второй части. Продолжительность беседы не превышает 5 минут. Второй этап полностью является физкультурным. Его продолжительность соответствует возрастным нормативам, предусмотренным Программой. Педагог переходит на повествовательный тон рассказчика, описывающего различные события из жизни изучаемых объектов. Дети изображают эти события. При таком подходе у детей тренируются многие мыслительные операции, т. к. они должны не просто услышать рассказ педагога, но осмыслить его и трансформировать в собственные действия. Это способствует формированию умственных умений, а также способствует развитию детской фантазии, внимания и воображения. 2. Второй этап можно проводить в двух вариантах. Первый вариант: обеспечение достаточно высокого уровня физических нагрузок, соответствующий общим требованиям к физкультурным занятиям. Все действия повторяются много раз в достаточно быстром темпе. Второй вариант проводится как развлечение: дети просто моделируют требуемые действия, и тогда общая физическая нагрузка остается небольшой. 3. В ходе занятия рассказ строится так, чтобы дети не выходили из образа, поэтому не используются слова, характерные для традиционного физкультурного занятия (например, «Ребята», «Сделаем упражнение» и т. п.). 4. На занятии сообщаются только истинные естественнонаучные сведения и факты, чтобы отсутствовали нереальные и сказочные элементы. 5 Комплексные занятия проводятся 1 – 2 раза в месяц за счет как физкультурных, так и познавательных занятий. Более частое планирование (1 — 2 раза в неделю) усложняет реализацию традиционных задач физического воспитания, а более редкое (1 раз в 2 – 3 месяца) снижает эффективность естественнонаучного образования и не дает возможности детям понять смысл занятий подобного типа. А сейчас уважаемые коллеги превратимся ненадолго в детей. Практическая часть Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие вместе с нашей планетой Земля по годовому кругу, и узнаем почему происходит смена времён года, почему это повторяется каждый год? Скажите, сколько времён года вы знаете, и как они называются? (4; Зима, весна, лето, осень). Итак мы начинаем наше путешествие. Посмотрите на глобус. Наша Земля вращается вокруг Солнца и поворачивается к нему то одним, то другим боком. Зимой солнце скользит лучами по поверхности Земли, не согревая её. Летом солнечные лучи падают прямо на поверхность. Поэтому в летние месяцы много тепла и света, а зимой рано темнеет и холодно. Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы мне скажите, какое время года начинает календарный год Под голубыми небесами великолепными коврами, Главная примета зимы – конечно же снег. Превращаемся в снежинки. «Снежинки» (гимнастика для глаз) Мы с вами сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» Ком за комом покатили, друг на друга водрузили. К нам весна шагает быстрыми шагами, Скажите, ребята, какие приметы говорят о приходе весны? Ответы детей С приходом весны просыпаются различные насекомые, проходят первые грозы. Подвижная игра «Грозовая тучка» За весной следует лето. Приходи скорее, лето, заждалась тебя планета! (комарики и мухи, птички, лягушки, лисичка, зайчик, медведь) Быстро пролетело лето. Послушайте о каком времени года рассказывает поэт Вянет и желтеет травка на лугах, Самое яркое осеннее явление – это листопад. Превращаемся в листочки. Подвижная игра «Осенние листочки» Осенью всё в природе потихоньку затихает, вновь готовясь к зиме. Вот мы и замкнули годовой круг. Возьмитесь за руки, закройте глаза… «Прогулка по годовому кругу» Мы на планете Земля. Ей уже много лет. Она многое видела и многое знает. Тому, кто её любит и понимает, она дает силу и мудрость. Наша планета, совершая свой круг вокруг солнца, меняет свой наряд. Зимой одевается во всё белое и пушистое, весной и летом – в яркие зелёные и цветочно-ягодные одежды, а осенью в золотые, с серебряными нитями дождя. Погуляйте по волшебному годовому кругу и найдите для себя самое лучшее место. Может быть, вы познакомитесь с птицами или другими обитателями. А, может, вы будете собирать ягоды и цветы или строить снеговые поделки. Чтобы вы не делали, наша планета охраняет вас и дает вам силу. Всё, то хорошее, что вы нашли в годовом кругу, остается с вами, возьмите это с собой, потихоньку открывайте глаза и возвращайтесь к нам. «Прогулка по годовому кругу» Мы на планете Земля. Ей уже много лет. Она многое видела и многое знает. Тому, кто её любит и понимает, она дает силу и мудрость. Наша планета, совершая свой круг вокруг солнца, меняет свой наряд. Зимой одевается во всё белое и пушистое, весной и летом – в яркие зелёные и цветочно-ягодные одежды, а осенью в золотые, с серебряными нитями дождя. Погуляйте по волшебному годовому кругу и найдите для себя самое лучшее место. Может быть, вы познакомитесь с птицами или другими обитателями. А, может, вы будете собирать ягоды и цветы или строить снеговые поделки. Чтобы вы не делали, наша планета охраняет вас и дает вам силу. Всё, то хорошее, что вы нашли в годовом кругу, остается с вами, возьмите это с собой, потихоньку открывайте глаза и возвращайтесь к нам. Возьмём снега мы немножко, снежки слепим мы в ладошках. Дружно ими побросались – наши руки и размялись. К нам весна шагает быстрыми шагами, Мы сегодня в гости лето позовём, Вянет и желтеет травка на лугах,
|