Выступление на педагогическом совете на тему «Условия, способствующие самостоятельному экспериментированию, исследованию детей старшего дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Бажина Евгения Петровна | |||
16.07.2015 11:21 | |||
Выступление на педагогическом совете на тему «Условия, способствующие самостоятельному экспериментированию, исследованию детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 208 Провела: Бажина Е. П., воспитатель Екатеринбург 2015 Мною создан небольшой комплекс, состоящий из экспериментального уголка, уголка природы, выставочного уголка. В экспериментальном уголке находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься, играть, экспериментировать. Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, например, после изучения темы "Предмет. Характеристика предмета. Качества и свойства различных материалов" (это могут быть опыты, игры с резиной, пластмассой или стеклом). Дети повторяют самостоятельно опыты, проведённые на занятии, узнают вещи, изготовленные из резины, определяют её качества (структуру поверхности, толщину) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Могут использовать лупы для того, чтобы рассмотреть, например, трещинки на резине или камнях. Вместе с родителями и детьми собираем материал для экспериментального уголка. Здесь надо обратить внимание ребят на изменение свойств резины под воздействием тепла — материал меняет свою структуру, становится липким (надо продемонстрировать нагревание резины над огоньком спички). Стараюсь находить опыты, которых нет в программе, но очень интересные. Материалы, приборы и оборудование экспериментального уголка (мини-лаборатории) по ознакомлению детей с различными свойствами веществ Материалы для экспериментирования: 1. Природный материал: шишки, жёлуди, косточки и скорлупа орехов, пух, перья, камешки разного размера и формы, ракушки, кора деревьев, веточки, песок, стружки, опилки (стружки могут быть и от железа, и от дерева); бросовый материал: кусочки поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, футляры от киндер-сюрпризов, палочки; плавающие и тонущие, металлические (гайки, болты в контейнерах) и неметаллические (деревянные, пластмассовые) предметы; семена для проращивания и посадки: овёс, горох, бобы; сыпучие и растворимые продукты: сыпучие и растворимые продукты: 2. Семена для проращивания и посадки: овёс, пшеница, горох, бобы, фасоль, укроп, петрушка. 3. Сыпучие и растворимые продукты: крупы (манка), мука, сахар. Оборудование для экспериментов: 4. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёма (стаканы, бутылочки), воронки, тазики, пипетки, мерные ложечки, формочки, сито, соломинки для коктеля. Приборы: микроскоп, лупа, весы, часы, компас, разнообразные магниты. Оборудования и материала должно хватать на каждого ребёнка, который пожелает самостоятельно провести эксперимент, потому что на занятии не каждый успевает его сделать. Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Оборудование и объекты уголка природы
разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков); с разными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми; с разнообразными листьями (по размеру, форме, окраске, характеру поверхности); с различным расположением листьев (очередным, супротивным — парные, мутовчатые); разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща); с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис); приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: СВЕТОЛЮБИВЫЕ — листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен); теневыносливые — листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); ВЛАГОЛЮБИВЫЕ — листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ — листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья толстые (толстянковые, кактусы, алоэ); ДАЮЩИЕ ПЛОДЫ (перец, лимон); имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, петушиный гребень — целозия, бальзамин однолетний); луковицами (выскочка, амариллис); клубнями (глоксиния); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); "усами" (камнеломка, флорофитум, у которого "усы" расположены на цветочных стрелках)"; "живородящие" растения (бриофиллум); лекарственные и фитонцидные (можжевельник, алоэ, каланхоэ). Также в уголке природы находятся сезонные композиции, выполненные ребятами совместно с родителями из живых растений, цветы (ромашки) из семян ясеня, клёна и других семян; сезонные композиции, выполненные в разных художественных стилях с использованием природного материала. Оборудование для ухода за растениями: лейка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель. Сезонные растительные объекты: - мини-огород на окне ("зимний огород"): посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свёклы); внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов; сезонные декоративные растения в композициях — букетах. Наблюдаем за посеянными растениями на разных этапах развития (это длительные наблюдения), сделаны модели ухода за растениями. Одни и те же объекты используются для различных целей. Большое влияние на ребёнка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним (с удовольствием дети наблюдают и ухаживают за рыбками). Литература природоведческого характера по изучаемой и изученной теме:
Красная книга (растения и животные). Используется на занятиях наглядно -демонстрационный материал:
Наборы дидактических картинок:
Макеты плоскостные и объёмные:
Выставочный уголок Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки, сделанные детьми. Лучшие вывешиваются в "Галерее картин". вывешиваются фотографии после посещения природы родителей и детей (парка, леса, фотографии белочки, первого распустившегося цветочка на дичке в парке, фотография озеленения участка возле подъезда своего (экологический проект "Цветочный город" (этой весной многие дети со своими родителями уже посадили у подъезда своего многолетние цветы"). Вывешиваются фотографии, сделанные во время самостоятельного наблюдения детей за рыбками в уголке природы; за муравьями на территории детского сада, вороной, клестами,.. 3. Использование коллекций. Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, используются для развития навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Создание новых коллекций совместно с детьми вырабатывает у них чувство ответственности, значимости. Коллекции являются и наглядным материалом. Коллекции разнообразны: в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объектами как живой, так и неживой природы. Образцы, включённые в коллекции, собираются дошкольниками и их родителями (доступность объектов для сбора), мной. Для работы с детьми мной используются коллекционные материалы:
Использую и краеведческий материал: фотографии, картины, открытки о природе родного края, а также минералы. Создала коллекцию "Уголь" (подобраны виды угля по количеству детей в группе для сравнения и анализа. Эти образцы угля привезены мной из Кузбасса, моей Родины); коллекцию "Известняк" (тоже из Кузбасса); коллекция лекарственных комнатных растений, растений, очищающих воздух в помещении, а на участке живая коллекция "Лесная аптека", "Растения из Красной книги" (подробно об этой коллекции — как она создавалась и кем, для чего, рассказано в моей статье, которая прилагается ("Региональный компонент и природоохранная деятельность в подготовительной к школе группе"). Все объекты в коллекциях по количеству детей в группе, отвечают критериям безопасности как с точки зрения различных повреждений, так и с точки зрения здоровья. Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) собраны вдали от мест, посещаемых собаками и кошками. Коллекции пополняются за счёт привозимого материала дошкольниками и их родителями из разных стран и регионов из путешествий. Стоит ли создавать гербарий, раз он не узнаваем детьми? В этом случае я подбираю фотографии, иллюстрации данного растения, также дети рисуют "портрет" данного растения.
|