Цель. Закрепить знания детей о лесе, как об одном из ценнейших природных богатств, о правилах противопожарной безопасности в лесу. Развивать мышление, связную речь, изобразительные навыки: умение передать в рисунке сюжет. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
Предварительная работа. Чтение М. Пришвин «Полянка в лесу», Дитрих А. «Почему говорят: лес – наше богатство?» Беседы: «Какую пользу лес приносит?», «Пожар – враг леса» Тренинг «Потушим костер» Целевые прогулки и экскурсии в парк, в лес
Оборудование. Картина, изображающая поле с лесополосой, персонажи: белка, заяц; корзинки с кедровыми орешками и сушеной черникой, мольберты, бумага, краски, аудиозапись «Прогулка» М. Мусоргского, магнитофон.
1 часть. Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами побывали на экскурсии в лесу. Вам понравился лес? Дети: Да! Воспитатель: Почему говорят: Лес – наше богатство? Дети: Деревья очищают воздух, из древесины делают мебель, оконные рамы, двери, бумагу. Многие растения леса используются для изготовления лекарств. Еще в лесах обитает много птиц и зверей, от которых человеку тоже есть польза. Воспитатель: Верно! Еще я хочу добавить, что лес – защитник полей. (Показывает картину). Зимой он не дает ветрам сдувать с полей «снежное одеяло», под которым засеяны еще с прошлой осени семена хлеба. «Снежное одеяло» их хранит. Лес защищает и реки, всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле. Вода постепенно впитывается в почву, уходит под землю, чтобы невидимыми ручейками побежать из леса к рекам и речкам. Да, лес дает нам древесину, пушнину, лекарства, кислород. Но лес – это не только сырье, это и бесценная красота, которую надо беречь. Вместо одного срубленного дерева человек должен посадить 2-3 новых дерева, чтобы восполнить богатство леса! Что мы сажаем, Сажая леса? Чащу, где бродят Барсук и лиса. Лист, На который Ложится роса Свежесть лесную, И влагу, и тень – Вот что сажаем В сегодняшний день! (Раздается стук в дверь, заходят персонажи: белка, заяц) Звери: Здравствуйте, ребята! Вы недавно к нам в лес приходили. Мы вас видели в нашем лесу и нам очень понравилось, как вы вели себя у нас в гостях: не ломали веток, не разоряли гнезд, не жгли костров. Вот мы и решили обратиться к вам за помощью, поэтому и пришли сегодня в ваш детский сад. Воспитатель: Мы очень вам рады. Сейчас мы с ребятами обсуждаем, как важен лес для жизни всего человечества, для всей планеты Земля. Лес – наше богатство и его надо беречь! Но вы сказали, что пришли к нам за помощью. Мы готовы вас внимательно выслушать, чем сможем, тем поможем. Белка: Спасибо! Но сначала мы хотим угостить детей дарами леса, а потом расскажем о нашей просьбе. (Зверюшки ставят на стол корзинки с кедровыми орехами и сушеной черникой.) Воспитатель: Спасибо, зверюшки. Орешки и черника очень вкусные и полезные, в них много природных витаминов, наши повара сварят детям чудесный черничный компот. Зайчик: А теперь мы хотим спросить у ребят, знают ли они, как опасно разводить костры в лесу? Дети: Да, знаем. Зайчик: Недавно в соседнем лесу произошла трагедия: пришли в лес отдыхать какие-то ребята, разожгли на одной полянке костер, пекли в нем картошку, поели и ушли. А костер как следует не погасили. Угольки от костра тлели-тлели, тут поднялся ветер, и вновь разжег из углей пламя и побежало оно по траве к деревьям, и начался большой пожар. Пока прилетели пожарные вертолеты больше половины леса выгорело, а птицы и звери из того леса пришли жить в наш лес, трудно им сейчас без своих родных гнезд и норок, без своих родных мест. Много зверей и птиц погибли в огне, не успев выбраться из леса. Воспитатель: Как нам их жаль! Видимо те ребята, которые не потушили костер в лесу, не знают правил противопожарной безопасности и не заботятся о лесе. Белка: Видимо так! А вы, ребята, знаете эти правила? Дети: Да! Зайчик: Прекрасно! Вот мы и хотим вас попросить, чтобы вы рассказали о правилах противопожарной безопасности в лесу другим детям: вашим друзьям из другой группы, из другого детского сада, детям, которые живут с вами по соседству, сестрам и братьям. Белка: Давайте повторим эти правила, а то вдруг вы что-нибудь забыли. Воспитатель: Правила противопожарной безопасности наши дети хорошо знают. Но, чтобы вы не сомневались, дети готовы их повторить. Да, ребята? Дети: Да! Белка: Можно ли детям жечь костры? Дети: Нет! Зайчик: А если, гуляя в лесу, вы увидите оставленный костер, что будете делать? Дети: Его надо залить водой, или забросать землей, песком, чтобы он погас. Белка: А если вы увидели костер, от которого остались тлеющие угли? Или увидели непотушенную сигарету? Дети: Угли тоже надо засыпать землей, залить водой, затоптать. Зайчик: А если случайно в лесу вас застал лесной пожар? Дети: Надо немедленно выбежать из леса навстречу ветру, и когда уже будешь в безопасности, сообщить о пожаре взрослым и в пожарную охрану по телефону «01». Белка: А в лесу можно пускать фейерверки? Дети: Нет, от искр может загореться весь лес. Звери (вместе): Зеленого друга надо беречь! Детям костры – запрещается жечь. Шалость с огнем в лесу пресечешь, Богатство страны от пожара спасешь! 2 часть. Белка: Дорогие ребята! Нарисуйте нам, пожалуйста, плакаты о том, как нельзя себя вести в лесу. А мы их обязательно развесим на деревьях, чтобы все гости нашего леса, посмотрев на ваши рисунки, не забывали о правилах противопожарной безопасности в лесу. Это и будет ваша помощь нашему лесу, ваша забота о нем. Воспитатель приглашает детей к мольбертам. Звучит «Прогулка» М. Мусорского (В аудиозаписи). Дети рисуют плакаты, звери наблюдают, помогают советом. По окончании работы дети рассказывают о своих рисунках и дарят их зверюшкам. Белка: Правда, дети, лес хорош, Будет он всегда пригож, Если будем в нем гулять И пожар не допускать! Зайчик: И всегда заботиться о том, чтобы лес жил! Звери благодарят детей, прощаются и уходят. Занятие заканчивается.
Использованная литература: Логинова Л. «365» уроков безопасности» ДитрихА., Юрмин Т. «Почемучка»
Педагог: Федорченко Зинаида Александровна, МДОУ «Мальвина», Г. Ноябрьск, ЯНАО.
|