Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Цветок».
Цель урока: расширить знания о строении покрытосеменных растениях; познакомиться со строением цветка. Образовательные задачи: 1. Изучить особенности строения цветка 2. Показать связь строения цветка с выполняемой функцией 3. Сформировать у обучающихся новые знания о строении растений Развивающие задачи: 1. Развивать образное логическое мышление и самостоятельность учащихся. 2. Развивать познавательные способности и интересы обучающихся. 3. Развивать понятие о цветке как о видоизмененном побеге.
Скачатm конспект Воспитательные задачи: 1. Показать, что покрытосеменные растения проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего в области генеративных органов, используя скрытые возможности в пределах уже существующих структур вегетативного тела. 2. Рассмотреть многообразие цветков и их значение для растений. 3. Воспитание бережного отношения к растениям. Методические методы и приёмы: рассказ с элементами беседы и с использованием презентации, фланелеграфа. Лабораторная работа. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока на тему «Цветок», фланелеграф и модель цветка, таблицы строения цветка. Раздаточный материал—цветы различных растений, лупы, лезвия или скальпели, карточки-инструкции. Используемая литература: учебник В.А. Корчагиной, справочные материалы по биологии под редакцией Д.И.Трайтака Ход урока: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Добрый день, ребята! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке! АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ • Какие бывают органы растений? (Ответ: вегетативные и генеративные.) • Назовите вегетативные органы растений? (Ответ: корень и побег, побег состоит из стебля, листьев и расположенных на нем листьев и почек).
Открываем свои тетради, записываем в них число и тему урока. А чтобы узнать тему урока отгадайте загадку.
«На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.» Что это за замок? Совершенно верно, тема урока «Цветок»
Цветы, как люди, на любовь щедры, И щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры.
Сегодня на уроке вы узнаете о строении цветка.
• Ребята, как вы думаете цветок относится к вегетативным или генеративным органам?(Ответ: цветок относится к генеративным органам) Правильно , ребята, слово генеративный произошло от латинского слова «генерация» что означает рождение , воспроизведение. А цветок является органом семенного размножения.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Строение цветка Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем. Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена. Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Чашечка бывает сростнолистная и раздельнолистная. Различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные. Околоцветник бывает двойной и простой. У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые. Такой околоцветник называют простым. Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики –пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.
Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. Цветы являются эволюционно самым совершенным органом по структуре и функции среди других структур растения. Цветы наилучшим образом приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.
Цветы не для того, чтобы рвать в охапку, а для того, чтобы мы их красоту ценили бескорыстно там, где они растут! (Р.Гагор)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Ребята мы изучили строение цветка. Сейчас, чтобы вы немного отдохнули, я предлагаю отгадать несколько загадок.
3 загадки.
А теперь мы посмотрим как вы меня внимательно слушали, а для этого мы сыграем в игру, которая называется «Знаешь ли ты строение цветка». (Учитель читает текст, а ребята внимательно слушают, если есть ошибка, то ребята хлопают в ладоши. Учитель спрашивает ученика, он исправляет ошибку). Осевая часть цветка, на которой расположены все его части, носит название венчик (цветоложе). Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки. Чашечка цветка образована лепестками(чашелистиками), а венчик чашелистиками (лепестками). Околоцветник выполняет функцию – защищает главные части цветка. Главные части цветка – это завязь и венчик (пестик и тычинки). Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, пестик – из рыльца, столбика и цветоножки(завязи).
Вывод : Ребята, каждый из вас должен помнить, что Любое сорванное цветущее растение – безвозвратно погибающий организм!
А сейчас мы сделаем лабораторную работу. Я раздам вам цветки различных растений с которыми вам придётся поработать.
Карточка инструкция.
1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик. 2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок. 3. Определите какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной. 4. Определите какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный. 5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите пыльник под лупой. 6. Рассмотрите строение пестика. Найдите его части. Разрежьте завязь поперек и посмотрите под лупой. Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка? 7. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цветам посвящено огромное количество прекрасных строк , вот например Г.Х.Андерсен сказал: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок»
И в заключение я вам прочту стихотворение: Ты, Человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую Нас много, а она одна!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Учебник параграф 2) Ответить на вопросы: - Почему проливные дожди над садом весной могут быть причиной неурожая? - Как вы думаете, почему цветы, опыляемые насекомыми, обладают более яркими расцветками, большим количеством лепестков? - Почему цветки, опыляемые ветром мельче, чем цветки, опыляемые животными? 3)Зарисовать схему строения цветка, подписать все составляющие части. 4) Составьте свой кроссворд на строение цветка (не меньше 10 слов). ИТОГИ УРОКА Выставление оценок за урок Урок окончен. Спасибо всем! Всего доброго!
|