План открытого игрового занятия «Исследование пустыни» |
Познание | |||
Автор: Емелина Валентина Евгеньевна | |||
09.06.2016 15:32 | |||
План открытого игрового занятия «Исследование пустыни» Группа: подготовительная Цель игрового занятия: Формирование первичных представлений у старших дошкольников об объектах окружающего мира и природных особенностях в опытно-экспериментальной деятельности и Задачи игрового занятия: Образовательные задачи.
Воспитательная задача Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и любовь к природе. Развивающие задачи.
Демонстрационный материал:
Раздаточный материал:
Предварительная работа:
Формы работы: Конспект занятия Слайд — карта земного шара и компас Воспитатель (привлекая внимание детей к книжному уголку): – Посмотрите, какая необычная книга появилась сегодня на книжной полке. Это и не книга вовсе, а старинный «Дневник путешественниковпо пустыне Сахара». Давайте пройдём за наш круглый научный стол и познакомимся с дневником более подробно. – Кто из вас знает где находится самая большая пустыня на земле Сахара? (В Африке) Давайте найдём и покажем на карте или глобусе эту великую африканскую пустыню. Каким цветом окрашена пустыня? А как вы думаете, что может означать жёлтый цвет? (Песок) – Теперь, когда мы знаем, где находится пустыня Сахара, предложите, на чём же туда можно добраться? – Можно ли доехать до Сахары на поезде? Почему нельзя? – Можно ли доехать до неё на машине (велосипеде), дойти пешком? – На чём лучше полететь в Сахару: на воздушном шаре или на самолёте? (дети высказывают предположения и аргументируют их) – В давние времена добраться до Самары было нелегко. Надо было долго ехать по суше, потом плыть на корабле. Обо всём этом написано в дневнике. Сейчас это сделать проще, Самое лучшее — отправиться в полёт на самолёте. – Когда вы слышите слово «пустыня», что вам представляется? (песок, солнце и больше ничего) Слайд — пустыня – Это не совсем верно! В Сахаре жгучее солнце и раскалённые пески и, действительно, есть места, где на сотни километров нет ни одного растения. Это настоящее песчаное море, с волнами-барханами. Но есть и другие места. Слайд — оазис – Ведь через пустыню протекает великая река. Как она называется? (Нил) А де вода, там и жизнь. Такие места в пустыне называются оазисами. Слайд — пустыня – Какие особенности пустыни нам уже известны? (Жаркий климат, мало воды, песчаная почва, преобладание животных, живущих в норах, бедная растительность и т.д. Пустыня — это самое жаркое место на земле. Песок от солнца раскаляется и становится очень горячим). Предлагаю поставить несколько опытов в нашей мини лаборатории и более обстоятельно разобраться в характерных особенностях пустыни. ОПЫТ №1 «БАРХАНЫ» Слайд — барханы – Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие необычные горки? (Ответы детей выслушиваются, но не комментируются. Дети ответят ещё раз на него после окончания опыта: перед каждым ребёнком- пластиковый контйнер с сухим песком и трубочкой для коктейля. Песок в банке — личная пустыня каждого ребёнка) – Предлагаю вообразить, что каждый из нас — ветер: несильно, но достаточно долго дуем на песок. Что с ним происходит? (Сначала появляются волны. Если дуть подольше, то песок с одного места переместится на другое. У самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик). – Вот такие песчаные холмы, только большие, можно встретить и в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури. Слайд — пустынные бури ОПЫТ №2 «ПОЧЕМУ В ПУСТЫНЕ МАЛО ВОДЫ? – Как вы думаете, ребята, бывают ли в пустыне дожди? (Да, но они идут очень редко, зато осадков выпадает очень много) Слайд — дождь в пустыне – Что же происходит с водой в пустыне? – Давайте посмотрим к какому выводу мы придём после следующего опыта: откройте крышки и налейте из стаканов воду (дети льют воду в песок). Что вы видите? (Вода быстро просачивается через песчинки и оседает внизу, на глинистых почвах, не успев проникнуть внутрь, испаряется). – В пустыне очень жарко, и даже может показаться, что там нет ничего живого и быть не может. Но, оказывается, растения и животные могут выжить и в таких условиях. Слайд — верблюжья колючка – Они приспосабливаются к высокой температуре и отсутствию воды. Как — мы сейчас выясним. Слайд — верблюжья колючка и одуванчик (изображения растений: у одного длинный корень, у второго — короткий) – Как вы думаете, какое из растений может выжить в пустыне? Почему? Зачем ему длинный корень? Да, длинные корни — одна из особенностей растений пустыни. Ведь им приходится выживать в условиях минимального количества воды. Корни верблюжьей колючки проникают почти на 20 метров в глубину и оттуда добывают воду. Слайд — ящерица, змея, черепаха, тушканчик, фенек – В пустыне есть животные, которые предпочитают жить в песках. Слайд — песчаные норки – Там они могут вырыть норку и спрятаться от жары и хищников. Почему животных трудно жить в пустыне? (нечего есть, мало воды) – На чём люди передвигаются по пустыне? Слайд — караван верблюдов – Почему верблюда называют кораблём пустыни? (Потому что он идёт по барханам, как по волнам. А пустыня, как море, только из песка) Размышления детей и дополнения воспитателя. Слайд — верблюд – Чем необычен верблюд? Как он приспособился к пустыне? (Верблюды умеют прикрывать ноздри во время песчаных бурь, чтобы не вдыхать песок. Длинные ресницы защищают их глаза. Чтобы не перегреться, под кожей у верблюда нет жира. Весь он сосредоточен в горбу. Верблюды — очень выносливые животные. Они могут бежать без остановки целый день, могут подолгу обходиться без воды) ОПЫТ №3 «КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ» Слайд — ступни верблюда – Обратите внимание, какие широкие ступни у верблюда. Для чего? (Чтобы не проваливаться в песке) Воспитатель показывает детям предметы с разным основание: палочка, миска и пр. Предлагает поставить их на песок и надавить. Дети выполняют, наблюдают и отмечают, что одни предметы, с широким основанием, не увязли в песке. – Мы выяснили с вами, почему передвигаться по пустыне удобнее на верблюде. ИГРА «ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ» – Посмотрите, в старинном дневнике изображены некоторые вещи, из тех, которые использовали путешественники в пустыне много лет назад. Рассматривание рисунков – Все вещи путешественники перевозили на верблюдах в мешках. А современные путешественники, кроме мешка, в чём ещё носят свои вещи? (рюкзак) – Раньше, когда путешественники останавливались отдохнуть, то устанавливали шатёр. А современные путешественники что устанавливают? (палатку) – Время определяли с помощью солнечных и песочных часов. А какие часы понадобятся современным путешественникам? (механические, электронные) – Когда в пустыне становилось темно, пользовались светом масляной лампы. А что нам понадобиться теперь, чтобы осветить путь в темноте? (электрический фонарик) – Чтобы сделать записи, путешественники брали с собой перо и чернила. А что пригодится для записи сведений сейчас? (карандаш, ручка, планшет) – Воду путешественники хранили в кожаном мешке — бурдюк. А в чём сегодня чаще всего хранится вода? (фляжка, бутылка) – В древности путь путешественникам указывали солнце и звёзды. А сейчас с помощью какого прибора можно узнать направление? (компаса) – Возможно, кто-то из вас, когда вырастет, отправиться в путешествие по пустыне. Назовите, пожалуйста, предметы, вещи, которые были бы вам необходимы в таком путешествии. Посмотрите, я уже кое-что приготовила. Но сначала решила посоветоваться с вами: что взять, а что оставить. (Воспитатель показывает разные предметы на столах) Давайте девочки будут выбирать все необходимые вещи и располагать их на столе, где есть картинка девочки с рюкзаком; а мальчики будут выбирать вещи и складывать на стол с картинкой мальчика с рюкзаком. Дети выбирают вещи для путешествия под музыку. – Посмотрим, кто что выбрал? Почему? Зачем? (Дети обосновывают свой выбор) ОПЫТ №4 «НАГРЕВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ» – Вы выбрали много необходимых для путешествия по пустыне вещей, среди которых, конечно, есть одежда. В пустыне очень важно защищать организм от солнца, чтобы не случился солнечный удар. Для этого обязательно наличие головного убора и подходящей одежды. Я вижу вы выбрали одежду разного цвета. Как вы думаете, имеет ли значение какого цвета будет одежда путешественников? – Все ли предметы солнце нагревает одинаково? (да, нет) – Давайте проверим и подойдём к столу с настольной лампой. – Солнце — главный осветитель. Оно горит над землёй, как гигантская лампочка. Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете? (Тепло, горячо) Ладошка нагрелась. Не только ладонь, но и все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли и предметов. – Потрогайте камни и кусочки ткани. Скажите, они холодные или тёплые? (Холодные) А эти камешки (белый и чёрный) лежали под светом лампы. Они холодные или тёплые? (Тёплые). Какой камень нагрелся сильнее? (Чёрный) А какого цвета ткань нагрелась сильнее: чёрного или белого? (Чёрного) Вы правы: чёрный цвет поглощает много солнечных лучей, поэтому чёрные предметы нагреваются больше, чем белые. – Животные пустыни имеют светлый окрас песочного цвета. Как вы думаете, почему? А ещё жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые стены отражают часть солнечных лучей и сильно не нагреваются. Так в какой одежде вам будет не так жарко: в белой или чёрной? (В белой) Верно, ребята, в жаркую погоду лучше иметь одежду светлых тонов. Она отталкивает солнечные лучи. ОПЫТ №5 «ФИЛЬТРОВАНИЕ» – А сейчас я зачитаю вам одну важную запись из дневника. «Шёл в пустыне караван, мы находились в пути уже долго, и у нас осталось очень мало воды. Но случилась беда: начался сильный ураган, и вся вода, которая у нас была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как напиться, как очистить воду? В своих мешках мы нашли марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые баночки. Мы подумали и догадались, как можно очистить воду и утолить жажду». – Подумайте, может быть догадаетесь, как путешественникам удалось очистить воду? Что они сделали? Какие предметы и материалы помогли им в этом? (Они сделали очистительные устройства — фильтры. Давайте проверим свои догадки и предположения с помощью опытов. На столе банка с загрязнённой водой (в ней опилки, камешки, песок), три пустые чистые баночки, сито, воронка, марля, промокашка. – Посмотрите, перед нами такая же грязная вода, как и у путешественников, и такие же предметы и материалы, какие они нашли у себя в мешках. Как вы думаете, какие предметы и материалы смогут лучше всего очистить воду? Объясните, почему вы так думаете. Воспитатель показывает способы фильтрования. – Давайте возьмём пустую банку, поставим в неё сито и нальём загрязнённую воду. Что произошло? Вода очистилась? – А теперь сделаем фильтр из марли. Возьмём пустую банку, поставим в неё воронку, а воронку покроем марлей. Теперь нальём сюда загрязнённую воду. Вода стала чище? – Следующий фильтр из промокательной бумаги. Надо вырезать круг и вложить его в воронку, а затем налить воду. Что произошло после фильтрования воды с веществами? (После фильтрования цвет фильтра изменился, а отфильтрованная вода стала чище) Какой фильтр лучше очищает воду? (Промокательная бумага) ОПЫТ №6 «ЧТО В БУТЫЛКАХ» – Вода очень важна для путешествия по пустыне. И я хотела дать вам ещё одну бутылочку с водой. Вот только бутылка с разным содержимым и этикетки у меня перепутались. – Давайте посмотрим, что же нарисовано и написано на этикетках. На этой этикетке нарисована капелька и написано «Вода». А здесь нарисован апельсин и написано «Сок». А где нарисована корова, написано «Молоко». На этой этикетке нарисован кто-то смешной. Посмотрите, он раздувает щёчки и дует, а написано «Воздух». – Сможете ли вы определить, что в бутылках и найти воду, необходимую для путешествия по пустыне? (Да) Тогда определите, что в бутылках. Четыре закрытых пластиковых бутылки. Дети исследуют их и определяют, что одна из них лёгкая, а три -тяжелы; в двух из тяжёлых ёмкостей окрашенные жидкости: белая и оранжевая, предполагают, что это «Молоко» и «Сок», значит, в третьей бутылке — «Вода»; открывают, убеждаются в этом. – Объясните, пожалуйста, как вы догадались, что находится в бутылках? Вместе выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, нюхают, переливают, сравнивают вес полного и пустого стаканчика. – А теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет. Вода не имеет запаха, если она чистая). – Вы выбирали вещи, которые необходимы для путешествия по пустыне. Теперь, когда мы провели несколько опытов, возможно вы выберите другие вещи или замените часть из них. Объясните свой выбор. Желающие мальчик и девочка рассказывают о своей работе, другие их дополняют. Мы выяснили с вами, что для путешествия по пустыне необходимы: одежда светлого цвета (лучше белого), вода, фильтр для очистки воды и т.д. – Посмотрите, в дневнике остались чистые страницы. Давайте сделаем его дневником наших групповых исследований по пустыне и заполним пустые страницы.
|