Проект «4 времени года»
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки проведения: с сентября 2016 г. по август 2017 г.
Актуальность
Природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Ребенок испытывает радость, видя вокруг себя прекрасное – переливающиеся капли росы на зеленой траве, искрящийся иней на деревьях, легкие облака, голубом небе. Звуки и запахи природы тоже воздействуют на органы чувств ребенка.
Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.
Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, правильному и бережному общению с природой, разовьют эстетическое качество, воспитают чувство ответственности перед природой, то ребенок обязательно будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель: Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста, правильное и бережное отношение к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
Задачи:
- Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
- Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
- Продолжать приобщать детей к художественно – эстетической деятельности в ДОУ.
- Продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
- Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
- Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте природы.
- Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе через различные формы искусства.
Формы реализации проекта:
- Совместная творческая деятельность.
- Создание творческих работ детей и родителей.
- Составление рассказов, загадок, чтение стихотворений.
- Тематические занятия.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Информирование родителей о проекте «4 времени года».
- Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
- Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
- Подбор информации через интернет, познавательной информации, картинок, пейзажей о временах года, фрагментов музыкальных произведений.
- Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
- Сбор информации о временах года для создания картотек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
Основной:
- Выявление противоречий (выяснили, что нет необходимых ресурсов для реализации собственных идей детей).
- Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».
- Создание карточек «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки» по временам года.
- Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.
- Показ видео ролика о временах года.
- Художественно-творческая деятельность.
- Знакомство с творческим наследием великих композиторов П.И. Чайковский, А. Вивальди.
- Подготовка презентации выставки «Моё любимое время года» и книжек – самоделок.
Заключительный:
- Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».
Предполагаемый результат
В ходе реализации проекта дети и родители получат необходимый опыт в изобразительном искусстве и художественной деятельности. У детей самостоятельно проявится бережное и эстетическое отношение к окружающему миру и природе.
Материал к проекту «Времена года»
Осень
Восприятие музыки
- А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».
- П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».
- А. Вивальди «Осень».
- П. Чайковский «Осень», «Охота», «На тройке».
Репродукции картин известных художников
- И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в деревне».
- В. Поленов «Золотая осень».
- А. М. Герасимов «Дары осени».
Художественное слово
- Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...».
- К. К. Случевский. «Осенний мотив».
- К. Д. Бальмонт «Осень».
- И. А. Бунин «Листопад».
- А. А. Блок «... Осенний день высок и тих...».
- Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».
- А. Н. Майков «Осень».
- А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..».
- А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».
- Н. А. Некрасов «Перед дождем».
- И. С. Никитин «Дождь каплет...».
- А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».
- И. А. Бунин «Первый снег».
- А. А. Блок «Зайчик».
- С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом...».
- С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».
- И. А. Бунин «Осень. Чащи леса...».
- Н. А. Некрасов «Славная осень!».
- С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».
- И.С. Тургенев «Утро туманное»
Художественное творчество
- «Волшебные краски осени».
- «Дары осени».
- «Я шагаю по ковру из осенних листьев».
- «Портрет осени».
- «Золотая осень».
- «Осеннее дерево».
- «Осенние листочки».
- «Аппетитные, ароматные, сладкие…».
- «Веточка рябины».
- «Портрет гриба».
- «Золотые яблоки».
- «Унылая пора, очей очарованье…».
- «Белкина кладовая»
- «Запасливый ежик»
- «Поздняя осень»
(живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)
Зима
Восприятие музыки
- П.Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».
- В.Шаинский «Снежинки».
- А. Внукова «Если снег идет».
- А.Вивальди «Зима».
- П.Чайковский «Зима».
- «У камелька» «Масленица».
- Н. Зацепин «Три белых коня»
Репродукции картин известных художников
- Н. П. Крымов «Зимний вечер».
- И. Левитан «Зимой в лесу».
- Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».
- А. А. Пластов «Первый снег».
- И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».
- К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».
- И. И. Шишкин «Зима».
- Б. Кустодиев «Масленица».
Художественное слово
- А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...».
- А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».
- А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».
- Л. А. Мей «Двойным зеленым строем...».
- С. А. Есенин «Пороша».
- А. С. Пушкин «Зимняя дорога».
- С. А. Есенин «Поет зима – аукает».
- И. А. Бунин «Метель».
- С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает...».
- С. А. Есенин «Берёза».
- Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».
- А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».
- Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».
- А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной...».
- А. А. Блок «Ветхая избушка».
- И.С. Никитин «Вот моя деревня. Белый снег пушистый…»
Художественное творчество
- «Мои волшебные снежинки».
- «Первый снег».
- «Мое любимое дерево зимой».
- «Птички на ветке».
- «Зимние забавы»
- «Зимняя сказка».
- «Я в волшебном лесу».
- «Белая береза».
- «Следы на снегу».
- «Как розовые яблоки на ветках снегири…».
- «Царство снежной королевы».
- «В лесу родилась елочка».
- «Зимний вальс».
- «Дед Мороз и Снегурочка»
- «Букет для снегурочки».
- «Замок Деда Мороза»
(живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)
Весна
Восприятие музыки
- Н. Любарский «Дождик».
- П. Чайковский «Времена года».
- В. Моцарт «Весенняя».
- А. Вивальди «Весна».
- П.И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».
Репродукции картин известных художников
- А. Саврасов «Грачи прилетели».
- П. Кончаловский «Сирень в корзине».
- И. Левитан «Весна. Большая вода».
- И. Левитан «Март».
- К. Ф. Юон «Мартовское солнце».
- С. А. Виноградов «Весна идет».
Художественное слово
- Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид...".
- Ф. И. Тютчев. Весенние воды.
- Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится...".
- Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..".
- А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами...".
- Ф. И. Тютчев. Первый лист.
- Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.
- А. А. Фет. Весенний дождь.
- Н. А. Некрасов. Зеленый шум.
- С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная...".
- А. А. Блок "Ворона".
- С. А. Есенин "Черёмуха".
- А. А. Блок "На лугу".
- С. А. Дрожжин "Весеннее царство".
- И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает".
- С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился...".
- И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом...".
Художественное творчество
- «Масленица – проводы зимы…».
- «Пасхальная верба».
- «Ветка с первыми листочками».
- «Первые проталины».
- «Весенний букет».
- «Подарок маме».
- «Березы весной».
- «Цветущая верба».
- «Подснежники в ладошке».
- «Цветущий сад».
- «Грачи прилетели».
- «Сапог в луже».
- «Сороки».
- «Первые цветы».
- «Одуванчик – толстые щеки».
- «Лебеди на озере»
(живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)
Лето
Восприятие музыки
- А. Вивальди «Времена года».
- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
- С. Прокофьев «Полет шмеля».
- Г. Свиридов «Дождик».
- А. Вивальди «Лето».
- П.И. Чайковский «Лето», «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва».
Репродукции картин известных художников
- И. Левитан «Березовая роща».
- А. А. Пластов «Летом».
- А. А. Пластов «Сенокос».
- И. И. Шишкин «Дубовая роща».
- В. Поленов «Московский дворик».
- К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».
- И. И. Шишкин «Рожь»
- В. Поленов «Заросший пруд».
- Ф. Васильев «Мокрый луг».
- А. М. Герасимов «После дождя».
Художественное слово
- С. А. Есенин «С добрым утром».
- И. А. Бунин «На пруде».
- Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные...».
- А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий».
- И. А. Бунин «Детство».
- А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага...».
- Ф. И. Тютчев «В небе тают облака...».
- Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело...».
- А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».
- А. А. Блок «Летний вечер».
- С. Я. Надсон «Заря лениво догорает...».
- С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело...».
- А. Н. Майков «Летний дождь».
- А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...».
- С. А. Есенин «Колокол дремавший...».
- И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе...».
- С. А. Есенин «По лесу леший кричит...».
- И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье...».
- И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...».
- С. А. Есенин «Топи да болота...».
- И. А. Бунин «Из окна».
- Н. А. Некрасов «Конец лета».
Художественное творчество
- «Семья на природе».
- «Летний лес».
- «Летнее настроение».
- «На реке».
- «Бабочки и стрекозы».
- «Божья коровка на ладошке».
- «Пчелка».
- «Гроза».
- «Звери в лесу».
- «Ромашки».
- «Утренняя роса».
- «Я рисую букет».
- «Золотая нива».
- «Паук на паутинке».
- «Радуга-дуга».
- «Дары лета»
(живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)
Список используемой литературы:
- Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
- Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
- Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
- Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
- Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
- Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
- Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
- Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
- Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
- Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль, Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000 г.
- С.Ю. Афонькин «Оригами и аппликация» Санкт – Петербург, Кристалл 1998 г.
- Т.А. Шарыгина «Беседы о воде в природе», Москва, «Сфера» 2008 год.
- Т.А. Шарыгина «Беседы о русском лесе», Москва, «Сфера» 2008 год.
- Т.А. Шарыгина «Зеленые сказки», «Красивые сказки» Москва, Прометей Книголюб», 2002 год.
- О. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль, Академия развития, 1998 год.
- Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, Академия развития, Академия и К, Академия Холдинг, 2000.
- Е. Данкевич, Д. Жаркова «Пластилиновый мир» Санкт – Петербург, Кристалл, 1998 год.
|