«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» |
Познание | |||
Автор: Жданова Дина Федоровна Прокопенко Татьяна Александровна | |||
27.09.2024 17:46 | |||
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества имеет первостепенное значение. Необходимо дать подрастающему поколению не только базовые экономические знания, но и сформировать у него интерес к экономической действительности, научить мыслить экономическими категориями. Непрерывное экономическое воспитание и образование необходимо начинать с дошкольного возраста, когда дети приобретают опят в элементарных экономических отношениях. Современным малышам предстоит жить в среде непростых социальных и экономических отношений. Одна из трудных, но при этом значимых проблем современности — приобщение детей к миру экономической реальности.
Финансовая грамотность – это особенное качество личности, которое развивается с самого раннего возраста и отражает возможность самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил благоустроенной жизнью, взрослым необходимо объяснить детям такие вопросы как: «Что такое деньги? Откуда они берутся? Как их правильно использовать?» Чем раньше дети осознают роль денег в индивидуальной, семейной и общественной жизни, тем скорее разовьются у них полезные экономические навыки. На сегодняшний день принимая во внимание необходимость формирования основ функциональной грамотности у дошкольников согласно требованиям ФГОС, наша дошкольная образовательная организация не осталась в стороне в вопросах приобретения детьми детского сада знаний, умений и навыков в области обращения с финансами, а органично вписала в образовательный процесс экономическое воспитание. Стоит отметить, что по данному направлению наш детский сад работает с 2018 года. Экономическое воспитание дошкольников в современных условиях – это сложный и многоплановый процесс. Для развития финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использование различных видов игрового взаимодействия. В своей работе по формирование основ финансовой грамотности мы используем следующие формы игрового взаимодействия: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, интерактивные игры. Использование сюжетно-ролевых игр способствует не только расширению экономической широты стремлений дошкольника, но и формированию представлений о личностных качествах. Данный вид деятельности позволяет решить одну из задач педагогов и родителей (законных представителей) — помочь детям осознать, что достижение экономического благополучия возможно лишь благодаря упорному труду, при этом труд следует воспринимать не только, как способ достижения самих благ, но и как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение. Играя в сюжетно-ролевые игры «Магазин «Калинка»», «Аптека», «Салон красоты «Алёнушка», дети дошкольного возраста продолжают расширять свои представления о профессиях, о понятии «деньги», о том, что деньги бывают разного достоинства. В процессе игровой деятельности у малышей закрепляются такие понятия, как «монеты», «купюры, «деньги». Проживая роль продавца или покупателя, дети, незаметно для себя, знакомятся с более сложными понятиями «дорогой», «дешёвый», «цена товара», «ценник», «касса», «кассир» и с тем, что все товары имеют различную стоимость. Использование сюжетно-ролевых игр «Семья», «Мы с мамой делаем покупки» позволяет формировать у дошколят понятие «бюджет семьи», понимание того, что у каждой семьи есть свой доход и делать покупки надо с учётом имеющихся в семье денежных средств, т. е. заработанных. Условия игровой ситуации помогают малышам осознать, что немаловажно соотносить свои желания со своими возможностями. Такие дидактические игры, как «Кому что принадлежит?», «Кошелек», «Семейный бюджет», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Мы играем в магазин» и другие способствуют уточнению и углублению представлений о деньгах разного достоинства, об их назначении, источнике дохода, о различии цен на товары. В процессе игры дети осознают то, что деньги зарабатывают трудом, просто так их никто никому не даёт. Среди современных детей зачастую бытует мнение, что можно купить всё, что только захочешь! Понять так ли это помогает игра «Груша — яблоко». Берем лист бумаги. С одной стороны рисуем яблоко, а с другой грушу. А затем попросим детей вырезать оба фрукта сразу. Тут же возникает вопрос: можно ли это сделать? Конечно же, нет. Потому что лист бумаги один, и, если мы хотели вырезать два фрукта, то необходимо было заранее фрукты на бумаге расположить иначе. Таким образом, детям дается понятие о том, что любое приобретение товара нужно продумывать заранее исходя из возможностей семейного бюджета. Данный вид игровой деятельности помогает подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Интерактивные игры — это еще один вид игровой деятельности, применяемый нами для формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Данный вид игровой деятельности имеет свои плюсы и минусы, то несет всего лишь дополнительную роль в развитии дошкольников. Интерактивные игры очень нравятся детям, и они с удовольствием погружаются в мир финансов, закрепляя и углубляя имеющиеся знания, приобретая новые. Использование интерактивных игр по финансовой грамотности детей вместе с традиционными играми повышает эффективность образования и воспитания детей, а также усиливает уровень восприятия информации и развивает творческие способности у детей. Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности, можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что решение проблемы экономического воспитания дошкольников в современных условиях – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.
воспитатели МБДОУ д/с №89 г.Белгород.
|