Конспект занятия "Елочка-зеленая иголочка" |
Познание | |||
Автор: Демина Елена Ивановна | |||
20.03.2017 05:28 | |||
Конспект занятия "Елочка-зеленая иголочка" Коррекционная цель: Систематизация знаний детей о хвойных деревьях на примере сосны и ели. Задачи:
Форма проведения: групповая. Занятие-беседа, организация классическая. Методы: игровые, наглядные, словесные, практические, методы проблемного обучения.
Приемы: поисковые вопросы, рассказ «героя», дидактическая игра «Что нужно дереву?», демонстрационный иллюстративный материал (рисунки, картинки), решение проблемной ситуации: «Как помочь дереву?», использование ТСО. Предшествующая работа: цикл наблюдений на прогулке. Дид. игры: «Ботаническое лото», «От какой ветки детки», «С какого дерева листок». Изготовление поделок из еловых и сосновых шишек. Заучивание стихов про ёлочку. Рассматривание картин «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина. Чтение рассказов: В. Поливанова «Недовольное дерево», Ю.Дмитриева «Сосна», «Ёлкины иголки». Оборудование: Картинки с изображением соснового бора, ельника, тайги. Картинки для дидактической игры, ковёр, конверт, крупные изображения сосны и ели. Ход занятия: Предлагаю детям собраться около меня и сообщаю, что к нам в центр пришло письмо, нас приглашают к себе в лес деревья, а какие угадайте: «Её всегда в лесу найдём - «У меня длинней иголки, чем у ёлки, - Вы правильно угадали, нас приглашают сосна и ель. Это лиственные деревья? (нет, хвойные). Почему их так называют? (потому, что у них вместо листьев хвоя). В какой лес мы отправимся? (в хвойный лес). - Такой лес ещё называют тайгой. Повторите (дети повторяют). А как называют лес, состоящий из одних елей? (Ельник). А если в нём растут только сосны? (Сосновый бор). - Просто так нам до тайги не дойти. На чём туда можно добраться? (на поезде, на самолёте). Давайте вспомним, на чём ездили или летали сказочные герои. (на ступе, на ковре — самолёте и т.д.). Нас много, что нам больше подходит? (ковёр — самолёт). - Садимся на «ковёр — самолёт» и поднимаемся в воздух: «Вот появились высокие деревья. Лес стоит сплошной стеной. В этих краях суровые морозы, а жёсткая листва — хвоя защищена от них оболочкой. Приземляемся» Посмотрите вокруг (звучит музыка, показываю картины с изображением хвойного леса). Какие деревья вы видите? (Ель, сосна, кедр, пихта). Что у них общего? Какая форма у кроны? (конусовидная). Почему у хвойных деревьев такая крона? (для того, чтобы снег сползал по веткам и своей тяжестью не ломал их. Где человек использует это? (Крыши домов делают по такому же принципу). Неторопливо идём по тайге. Что у нас под ногами? (Снег) Почему вы так думаете? (сейчас зима и у нас и в тайге). - Подходим к сосне (Сосна «рассказывает» про себя): «Я очень люблю, когда ко мне приходят гости. Давайте померимся силой, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто из нас сильней? (корень). Для чего нужны корни? (чтобы пить воду и добывать минеральные соли из земли). Послушайте, что шелестит? (листва). А теперь посмотрите на мои листья. Какие они? (хвоя — это те же листья, но прокрыты они плотной корочкой. Поэтому они не боятся мороза). У сосны иголки светло- зелёные, длинные. Как расположены мои ветки? (У тебя ветки на самой макушке длинного. стройного ствола). - Послушайте, я вам расскажу о себе: «Я очень высокое, стройное дерево. Ствол у меня золотой, солнечный. Даже в пасмурный день я как- будто свечусь. Я целебное дерево. Смолистые вещества, которые я выделяю, убивают в воздухе микробов. Поэтому в сосновых лесах строят санатории, в которых люди лечатся, отдыхают. Я люблю ласку и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой или царапают кору ножом». - Какие птицы любят меня? (Клесты) - Какие у меня плоды? (Шишки) - Червяки, которые ползают в земле враги или мои друзья? (Друзья, потому что рыхлят и удобряют почву). Физ. минутка: «Под высокою сосной зайка прячется косой» Игра: «Зайцы и волк» - А теперь познакомьтесь с моей младшей сестрой — елью (показываю картинку) Чем мы похожи? Чем отличаемся? (Иголки у ели тёмно — зелёного цвета, короткие, острые. У ели ветки начинаются у самой земли. Не зря говорят «пушистая ёлочка», а у сосны ветки на самой макушке ствола). - О нас сочинили много стихов, вот послушайте: «Стоят дома высотные - О себе рассказывает Ель: «Я красивое дерево, очень стройное, потому что сверху — вниз мои ветки увеличиваются постепенно. Мною можно долго любоваться, я украшаю не только леса, но и парки, дворы, участки. Я полезна, почему? (Очищаешь воздух от бактерий, как и сосна). - Отгадайте, сколько мне лет? Каждый год на моей верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). Повторите (Мутовка). Правильно, по этим мутовкам и можно сосчитать, сколько мне лет (+ 1). Считаем. Когда мне было 7 лет, я была ниже ребёнка, которому столько же лет. Я расту очень медленно, поэтому пока я молода, меня нужно беречь. - Давайте поиграем. Отгадайте, что мне нужно, для хорошего роста и что может принести мне вред? Игра: «Что нужно дереву?» (Дети выбирают картинки: человек, червяк, насекомое, солнце, вода, снег, грибы и т.д.) - Молодцы, ребята, за то, что вы всё правильно сделали, я дарю вам свои шишки и шишки сосны. (Даю детям шишки) Чем они отличаются? - Что спрятано в шишках? (Семена). - Какие у них особенности? (Они пахнут смолой, в холоде закрываются, а в тепле раскрываются). - Какую пользу мы приносим вам, людям? (Из дерева делают мебель, инструменты, бумагу, из хвои получают лекарства и изделия парфюмерии). Воспитатель: Спасибо тебе, ёлочка, но мне кажется, ты чем-то огорчена? Ель: Да, скоро наступит праздник Новый год, начнут рубить ёлки и молодые сосны, а после праздника нас выкинут в мусорные баки, как ненужный сор, а ведь за один новогодний день уничтожают целый лес! Воспитатель: Не волнуйся, Ёлочка, я думаю, что теперь наши дети многое о тебе узнали и не дадут тебя в обиду. Ребята, как мы можем помочь нашей ёлочке? (Можно нарисовать плакаты в защиту ёлок и развесить их на улицах). Чем можно заменить ёлку? (Искусственной, она красива, долговечна, можно заменить целую ёлку еловыми или сосновыми ветками и украсить их). - Давайте поблагодарим наших друзей и вернёмся в центр на «ковре — самолёте». Даю оценку деятельности детей на занятии. Подвожу итог. В свободное время рисуем и развешиваем плакаты «Спасите ёлочку», привлекаем детей других групп. Список использованной литературы: 1. Дмитриев Ю. Тропинка в лесу. Сказки о лесе и его обитателях. Цветные иллюстрации В. Федотова. М. Малыш 1981г. 84 с.
|