ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Познание | |||
Автор: Малютина Елена Васильевна Соколова Елизавета Викторовна | |||
30.07.2024 16:33 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали для всех чрезвычайно актуальными. Современная жизнь диктует свои стандарты, «поэтому в условиях рыночной экономики каждому человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным, а обеспечение» личной финансовой безопасности является важным фактором экономического благополучия [5, с. 48].
В связи этим обучение основам экономических знаний и формирование основ финансовой грамотности у детей необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. В изменяющихся условиях современного общества жизни необходимо именно с дошкольного возраста начинать формировать предпосылки финансовой грамотности, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических и финансовых отношениях. Дети дошкольного возраста не освоят данную область самостоятельно, но вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, приобретут доступные им знания и поймут, какое место экономика и финансы занимают в окружающей их действительности [2]. Основы финансовой грамотности детей дошкольного возраста – это «совокупность знаний и установок детей в сфере финансового поведения, необходимых для решения жизненных задач» [3, с. 52]. В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась в работах исследователей Л.М. Аношиной, С.В. Белокашиной, Н.Л. Беляевой, В.А. Крючковой, А.Д. Шатовой и др. Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений по данной тематике представлен Л.Н. Галкиной, Е.А. Курак, А.А. Смоленцевой, Т.А. Шорыгиной. Данными исследователями отмечается, что «наиболее подходящим возрастом для формирования основ финансовой грамотности является старший дошкольный возраст, так как в данном возрасте многие дети уже умеют хорошо читать, считать, понимать финансовые термины и осознавать жизненные ценности» [4, с. 21]. Специфика формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста связана с их эмоциональной отзывчивостью, любознательностью, развитым наглядно-действенным мышлением. Целенаправленное решение задач формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников позволяет системно развивать основы финансовой образованности, финансовой культуры и финансовой воспитанности. В процессе формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников используются различные методы и приемы. Эффективным средством в данном процессе являются различные игры, беседы, экскурсии, наблюдения, проектная деятельность, ситуационные задачи, конкурсы, театрализованная деятельность и др. Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер, так как наличие обратной связи значительно повышает эффективность данной работы [1]. Но наиболее эффективным средством формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников, по нашему мнению, является игровая деятельность, «как важная сфера детской активности, в которой дети лучше усваивают и запоминают информацию, в играх легче сформировать у детей какие-то навыки и умения» [3, с. 44]. Мы, как педагоги дошкольного образования, в своей работе по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности, используем систему работы, разработанную на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (авторы А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко). В своей работе по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности мы используем несколько этапов. Например, на занятиях по теме «Экономика» решаются такие задачи как формирование у детей понятий, откуда берутся средства (не только деньги), как ими распоряжаться, развитие умений выделять экономическое содержание и используются такие игры как «Груша-яблоко», «Обмен», «Банк», «Домик для денег» и др. В данных играх дети учатся считать деньги и ресурсы, обмениваться равнозначными товарами, бережно относиться к заработанным средствам. На занятиях по теме «Наши потребности» используем такие игры как дидактическую игру «Потребности и желания», игру-обсуждение «Выбираем самое главное», игровое упражнение «Где покупают разные товары?», игровую ситуацию «Где что купить?» и др., в которых у детей формируются знания о том, что каждый человек, как живое существо, подобно животным и растениям, нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, то есть потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. А чтобы получить все это, нужно стараться и трудиться. На занятиях по теме «Труд и профессия» у детей формируются знания о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы и продукты труда. В играх «Кто, чем занимается?», «Товары – услуги», «Профессии» у детей расширяются знания о профессиях и трудовых действиях, формируются представления о содержании деятельности людей отдельных профессий, об их орудиях и продуктах труда, формируется правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости, объясняются слова и действия, относящиеся к экономике, обогащается их словарный запас по финансовой тематике. Изучение темы «Товар» предполагает формирование знаний у старших дошкольников знаний об обмене товарами и услугами как пути удовлетворения экономических потребностей, формирование представлений о спросе и предложении и их влиянии на величину цены, об установлении цены, обмене товарами и услугами, для чего используются такие словесные игры как «Да-нет-ка», «Хорошо –плохо», «Наоборот» и др. На занятии на тему «Выгода и убыток» используется дидактическая игра «Рынок», в которой у детей формируется положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность и отзывчивость. На занятиях по теме «Деньги и бюджет семьи» в совместных играх с родителями «Путешествие в сказочную страну финансов» (игра-путешествие), «Уроки финансовой грамотности в семье», «Фанты» дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, так как количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. На занятии «Реклама» дети знакомятся с понятием «реклама», как определенной формой информации, представленной в оригинальной форме и имеющей воздействие на потребности людей в таких дидактических играх как «Реклама», «Товары и услуги», «Я умею предлагать» и др. Тема «Бизнес» предполагает знакомство детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», воспитание отрицательного отношения к жадности и корысти с использованием бизнес-игры «Экономическая рыбалка». Формирование основ финансовой грамотности у детей мы стараемся реализовывать в игровой деятельности в контексте решения детьми проблемных задач. Развитие любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенной системе познавательных задач и расширению круга объектов познания: деньги, семья и деньги, семья, государство и деньги. Созданию условий для применения поисковых способов ориентировки в выполнении заданий способствует использованию в играх различных проблемных ситуаций, бесед, диалогов. Любая игровая ситуация осваивается через активную продуктивную деятельность детей, исходя из их личных представлений и опыта, а в основе занятий находятся эмоционально-насыщенная тематика и вариативно-дифференцированное содержание. Интерес к играм и игровым упражнениям мы стараемся поддерживать разнообразными пособиями, используя как можно больше наглядных материалов: сигнализаторов, цветных картинок, игрушек, реальных предметов, муляжей и т.д., чтобы дети активнее использовали в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе проведенной работы (деньги, цена, товар, бюджет и др.). Мы учим детей осознавать и соизмерять свои потребности и возможности, формируем у них представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсия – за прошлый труд, а пособие на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд. Стараемся, чтобы дети понимали, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить. Объясняем, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей. В старшей группе нами создана предметно-пространственная развивающая среда, представляющая собой специально отведенную зону, где расположены различные материалы для проведения игр для формирования основ финансовой грамотности: «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Фрукты и овощи» и др., где находятся коробки с бумажными деньгами, монетами, книги со сказками, пословицами и поговорками финансовой направленности. Итак, основы финансовой грамотности – это знания и умения, позволяющие эффективно управлять своими финансами и включающие понимание принципов бюджетирования, умения планировать доходы и расходы, знать о разных видах инвестирования. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников – это знакомство детей с основными экономическими понятиями, формирование у детей умений правильно обращаться с деньгами, способами их зарабатывания и разумного распределения и др. Эффективными условиями формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников является игровая деятельность, в процессе которой старшие дошкольники легче познают мир социальной действительности и приобщаются к миру финансов, осваивают и закрепляют сложные экономические понятия, знакомятся с людьми различных профессий, учатся бережнее относиться к вещам и осознанно подходить к тратам. Список используемой литературы
|