Организация ранней профориентации сельскохозяйственной направленности в дошкольном образовательном учреждении |
Познание | |||
Автор: Черемных Наталья Николаевна | |||
20.07.2024 01:04 | |||
Организация ранней профориентации сельскохозяйственной направленности в дошкольном образовательном учреждении Работа по первичной профориентации дошкольников является одной из ведущих задач воспитателей на сегодняшний день. С раннего возраста детей необходимо знакомить с разнообразными профессиями, обогащать их кругозор знаниями о том, чем именно занимаются люди разных специальностей. В процессе познания тонкостей труда, у детей появляются не только чёткие представления о нём, но и возникает желание работать кем-то, появляется мечта, которую на первых порах можно реализовывать в процессе игры. Актуальность данной темы оправдана, несёт за собой практическую ценность, а значит, очень важна её реализация! Современная педагогика предоставляет для этого большое количество форм взаимодействия с детьми, дидактических игр, методик и т.д. Педагогу нужно проявить чуткость, и, опираясь на индивидуальные потребности детей, их особенности развития и предпочтения, сделать выбор в пользу самых эффективных инструментов для работы с конкретной группой детей.
Итак, предлагаю рассмотреть конкретные способы проведения работы по профориентации и знакомства с профессиями сельскохозяйственной направленности детей дошкольного возраста. Один из самых популярных способ – это проведение классических сюжетно-ролевых игр, в которых и происходит знакомство детей со сферойагропромышленности. Здесь полному погружению в игру поможет создание в технике ART – DUMP различной аграрной техники, что поможет детям лучше представлять работу конкретных профессий, таких как тракторист, комбайнёр, агроном и т.д. Вокруг данных поделок можно выстроить полноценный сюжет, в котором будет задействовано большое количество детей, каждый из которых будет вникать в процесс, чувствовать себя необходимой шестерёнкой в выполнении необходимого объёма «работы». Если совместно с детьми создать, например, трактор, то можно обозначить следующие игровые роли:
Второй вариант знакомства детей с профессиями аграрной промышленности – это проведение образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в рамках поставленной темы. Здесь можно изображать как самих людей, выполняющих конкретную работу, технику, задействованную в этой сфере или даже возделанные поля, на которых растут разные культуры (поля с подсолнухами, пшеницей или с рожью). Такую работу можно проводить в различных нетрадиционных техниках, что повысит интерес детей. Например, можно использовать штампы из фруктов и овощей, рисовать ватными палочками, хозяйственными губками, воздушно – пузырьковой пленкой. Рисуя людей и технику, можно пользоваться трафаретами, пальчиковыми красками и т.д. Познавать профессии аграрной промышленности можно и в процессе конструирования. Например, собирая аграрную технику из разнообразного конструктора, как традиционного (железного, LEGO, пластикового, деревянного, магнитного, конструктора из липучек), так и авторского, сделанного своими руками (конструктор из губок, из трубочек, из ватных палочек и т.д.). Интересно детям расширять знания о профессиях агропромышленного комплекса через чтение художественной литературы по данной теме. Дети очень любят слушать сказки, стихи и рассказы, в которых присутствует какая-то особенная, мало им известная тематика. Так они не только обретают знания о профессиях, но и формируют читательскую грамотность. Отвечая на вопросы воспитателя после текста, можно ещё больше вникнуть в тонкости профессии и работы, которую выполняет человек в ней. Не только проводить работу по профориентации дошкольников, но и развивать их физически можно в процессе подвижных игр. Например, игра «Цветные комбайны». Каждому ребёнку в группе раздаётся цветной кружок маленького размера (синий, желтый, зелёный или красный). На полу лежат 4 аналогичных круга, но большого размера. Когда музыка играет, «цветные комбайны» ездят по всей площади группы и собирают зерно (разложенные тыквенные семечки или семена подсолнечника) на «поле». Когда музыка останавливается, «комбайны» должны привезти собранный урожай, каждый на свой склад, соответствующий цвету кружочка, который он получил в начале игры. Кто последний приезжает на склад, выбывает из игры. Безусловно, отличным вариантом проведения профориентационной работы является совместная работа с родителями и использование технологии «Гость группы». Приглашая родителя, задействованного в сфере агропромышленности, мы не просто взаимодействуем с семьями воспитанников, мы из первых уст узнаём самое интересное о той или иной профессии. Конечно, дети должны понимать не только преимущества различных специальностей, но и сложность выполнения некоторых задач, которые стоят перед определенными специальностями. Интересно детям и увидеть фото «внутренней кухни» агропромышленного комплекса. В заключение хотелось бы подвести итог и отметиьь, что детям необходимо иметь как первичные, так и углублённые знания о профессиях. Чем старше возраст дошкольников, тем более реалистичная картина должна складываться у них в голове о том, чем занимаются люди разных профессий, какую пользу обществу они приносят и с какими сложностями сталкиваются в своей работе. Безусловно, вся эта информация должна преподноситься в адаптированной для детей форме, быть максимально понятной и доступной, а также вызывать познавательный интерес и формировать мечту – быть трудоустроенным в данной сфере. Список информационных ресурсов:
|