Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему «Удивительная, волшебница соль»
Познание
Автор: Кулакова Ольга Михайловна   
19.04.2024 11:56

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему «Удивительная, волшебница соль»Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему «Удивительная, волшебница соль»

Архангельская область, Устьянский район, с. Строевское МБОУ «Строевская СОШ» филиал д/с «Улыбка»

Педагог: Кулакова Ольга Михайловна, 1 квалификационная категория.

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить знания детей о свойствах соли; продолжать знакомить с её видами.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, воображение, фантазию, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе опытно – экспериментальной деятельности. Продолжать развивать речь как средство общения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, уважительное отношение к высказываниям товарищей.

Оборудование: проектор, презентация про соль, несколько видов соли, письмо, соль, контейнеры, ложки, увеличительные стекла, пипетки, стакан сводой. 2яйца или 2 картофелины на каждого ребёнка, 2 тазика с водой, мешочки из ткани и полиэтиленовые с солью по количеству детей, свечка, спички, карточки для фиксации результатов, простые карандаши, мольберт, альбомы)

Форма проведения: исследовательская деятельность и игровая, продуктивная; познавательно — исследовательская.

Методические приемы: словесные, наглядные, художественное слово, беседа, использование икт.

Словарь: солевая комната, каменная, поваренная, йодированная соль, полиэтилен.

Предварительная работа: беседа; рассматривание иллюстраций; опыты и эксперименты, дидактические и словесные игры; загадки, разучивание пословиц, чтение стихотворения.

Планируемый результат: расширять, систематизировать знания детей о соли, ее свойствах; развивать познавательные умения через опытно — экспериментальную деятельность; дети должны умеют анализировать и делать выводы.

Ход занятия.

Добрый утро я вам говорю.

Добрый утро — я вас всех люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться!

1 этап. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам с вами передали конверт. Как вы думаете, что в нём? (письмо). Хотите узнать от кого? Давайте его прочитаем.

2 этап. Мотивация

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка.

В цветочном городе закончилась соль, и я решил привезти её из другого города. Погрузил я два мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла глубокая река и нам с осликом пришлось переплывать через неё. Вода намочила мешки с солью. Когда я вышел из реки, то обнаружил, что мешки пустые. Куда же делась соль? Помогите узнать».

3 этап. Целевая установка

Воспитатель: О чём просит Незнайка?

Дети: Незнайка хочет узнать: куда делась соль из мешков.

Воспитатель: Как мы можем помочь Незнайке, что будем делать?

Дети: Проведём опыты, узнаем что-нибудь новое и интересное о соли.

Воспитатель: Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О соли!

Воспитатель: Проходите и садитесь на стульчики.

Ребята, а что вы знаете про соль? (Ответы детей).

А я знаю пословицу про соль: -Хлеб, соль кушай – добрых людей слушай!

Дети: -Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. 

-Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

-Без соли, без хлеба худа беседа.

-Соли не жалей, так и есть веселей.

-Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб -соль помнит.

Воспитатель:

Ребята, соль -это незаменимый продукт питания, полезное ископаемое. Соль бывает разных видов.

Может кто то знает, какие виды соли бывают?

Давайте рассмотрим соль.

№1. Это каменная соль. Она какая?

Дети: Она крупная, сероватого цвета.

Воспитатель: Каменную соль добывают в глубоких соляных шахтах.

№2. Это морская соль. Что вы можете про неё сказать?

Дети: Она очень крупная, прозрачная.

Воспитатель: Этот вид соли добывается путем испарения воды под воздействием Солнца!

№3. Это — поваренная – йодированная соль. Она какая?

Дети: Она очень мелкая, белого цвета.

Воспитатель: Поваренная – это очищенная каменная соль, но только на заводе в неё добавляют йод.

Воспитатель: Ребята, какую соль мы с вами рассматривали?

Дети: Каменную, морскую, поваренную – йодированную.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, нужна ли соль нашему организму?

Дети: Да. Соль необходима человеку!

Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, разрушениям костной и мышечной ткани!

Без соли человек не может жить, это плохо влияет на его здоровье!

Воспитатель: Ребята как вы думаете, где можно использовать соль?

Дети: Люди использую соль при приготовлении пищи.

В консервировании овощей на зиму!

Воспитатель:

- Ещё Соль используют в медицине: промывают нос, прополаскивают горло.

- Существуют соляные комнаты, куда люди ходят дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания.

- Соль применяют зимой для безопасности здоровья человека, во время гололёда, чтоб он не упал, не поскользнулся.

Воспитатель: Сколько, много интересного мы с вами узнали про соль.

А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать, куда же делась у Незнайки соль.

Воспитатель: Давайте оденем фартуки и вспомним правила поведения в лаборатории:

Дети:

- не трогать без разрешения воспитателя материалы.

  • Не трогать руками глаза

- не пробовать на вкус

- работать только на своем рабочим месте

-не толкай соседа во время работы.

- сначала подумай, потом сделай

- соблюдать порядок на своем рабочем месте, провел эксперимент и все убрал на место

- соблюдать осторожность

Молодцы!

Воспитатель: У нас в контейнерах лежит соль, давайте рассмотрим её.

Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха…»

Воспитатель: Скажите, какого цвета соль?

Дети: Соль белого цвета

Воспитатель: Какая она на вкус?

Дети: Соль соленая

Воспитатель: Насыпьте одну ложку соли в свою тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили соль?

Дети: Соль насыпали в контейнер

Воспитатель: Значит соль какая?

Дети Соль сыпучая, рассыпчатая.

Воспитатель: Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её. Имеет ли соль запах?

Дети: Соль не имеет запаха.

Воспитатель: А теперь возьмите лупы, рассмотрите соль и скажите, на что похожа соль?

Дети Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки.

Воспитатель: Возьмите пипетки и капните на соль воду. Что произошло?

Дети Соль впитала воду.

Воспитатель: А, как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а только впитала её?

Дети: Соли много, воды мало.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель: Изменился ли цвет воды?

Дети: Нет.

ВоспитательА как вы думаете какой стал вкус у воды?

Дети Вкус у воды слал соленый.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали про соль? Соль какая?

Дети: Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, похожа на кристаллы, растворяется в воде. (зарисовка в карте на мольберте)

Опыт № 2. «Плавающее яйцо»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, морская вода похожа на речную воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему не похожа?

Дети: Морская вода — соленая, а речная — пресная.

Воспитатель: А как вы думаете, в солёной воде легче плавать или нет? Хотите мы с вами это проверим?

Дети: Да.

Воспитатель: Поможет нам в этом куриное яйцо. Возьмите 1 яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Стакан стоит на синеньком кружочке. Что вы видите?

Дети: Яйцо не тонет.

Воспитатель: А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с обычной не солёной водой. Он стоит рядом. Что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?

Дети: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде яйцо тонет. Значит, в солёной воде легче плавать. (отмечаем на мольберте)

Воспитатель: А сейчас предлагаю устроить перерыв и дать себе отдохнуть.

1. Физкультминутка.

Давайте поиграем в игру «Море волнуется…».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри (1)

Молодцы, а теперь

Морская фигура в виде капитана корабля замри (2), а теперь

Морская фигура в виде медузы замри (3)

Отдохнули? Продолжим наши исследования?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли вернуть соль из солёной воды? А как вернуть? (высказывания детей)

Опыт № 3 «Соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду.»

Воспитатель: Давайте попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Этот опыт можно проводить только с родителями, потому что детям спички брать нельзя!

Что происходит?

Что остаётся в ложке после выпаривания воды?

Дети: Кристаллы соли.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду.

Воспитатель: Вспомните рассказ Незнайки. Что мы можем посоветовать ему?

Дети: Просушить мешки на солнышке, тогда можно собрать немного соли.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мешки с солью у Незнайки намокли в речке, значит, из какого материала они были сделаны?

Дети: Из ткани, из бумаги…

Воспитатель: Как проверить? (высказывания детей)

Опыт № 4

Опыт № 3 «Соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду.»

Воспитатель: Давайте попробуем вернуть соль: нагреваю при помощи свечи солёную воду в ложке. Этот опыт можно проводить только с родителями, потому что детям спички брать нельзя!

Что происходит?

Что остаётся в ложке после выпаривания воды?

Дети: Кристаллы соли.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Дети: соль не исчезает в воде, а растворяется, её можно получить вновь, нагревая солёную воду.

Воспитатель: Вспомните рассказ Незнайки. Что мы можем посоветовать ему?

Дети: Просушить мешки на солнышке, тогда можно собрать немного соли.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мешки с солью у Незнайки намокли в речке, значит, из какого материала они были сделаны?

Дети: Из ткани, из бумаги…

Воспитатель: Как проверить? (высказывания детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Давайте вспомним, о каком веществе мы сегодня говорили?

Дети: О соли.

Воспитатель: А мы смогли узнать, куда же делась у Незнайки соль из мешков?

Дети: Да.

Воспитатель: Куда же она делась?

Дети: Растворилась в воде.

Воспитатель: Что ещё интересного, необычного, нового вы узнали о соли, какой опыт вам запомнился? Что расскажите родителям дома?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Благодаря исследовательской работе, мы смогли ответить на вопрос Незнайки:

-Куда же делась соль из мешков, узнали, что соль не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов. Вы все сегодня хорошо занимались, были настоящими учёными.

Поэтом я хочукаждомуподарить блокнот «исследователя», в котором вы сможете делать зарисовки ваших опытов и исследований. Занятие окончено.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год