Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Национальная кухня моего народа, моей семьи»
Познание
Автор: Шалагина Анна Александровна Буркина Ульяна Анатольевна Эйрих Татьяна Сергеевна   
16.04.2024 21:33

Проект «Национальная кухня моего народа, моей семьи»Проект «Национальная кухня моего народа, моей семьи»

познавательно-исследовательский, творческий для детей 5-7 лет.

Автор: Шалагина Анна Александровна, Буркина Ульяна Анатольевна, Эйрих Татьяна Сергеевна

Организация: МБДОУ «Детский сад д.Черная речка» Томского района

Населенный пункт: Томская область, Томский район, д.Черная речка

Актуальность

2024 год объявлен Годом семьи в России. В этот год особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей, через семейные традиции.

Многие помнят, что ещё 20 лет назад всеобщая лепка пельменей или выпекание торта воспринимались как торжественный семейный ритуал, а не скучные домашние хлопоты. Старый рецепт помогает ощутить связь поколений, живую память о тех, кто много лет также готовил это блюдо. Новый – объединить всех в радостном ожидании: получится ли задуманное, будет ли вкусно?

Ничто не дает возможности так близко соприкоснуться с материальной культурой народа, как национальный стол, а взгляд на кулинарное мастерство как на одну из основ укрепления семьи.

 

Скачать проект

Дети вместе с педагогами посетили музей «Истории деревни Черная Речка», где познакомились с предметами быта и историей коренного населения. После посещения музея дети стали задавать вопросы: «Какая пища была на столе наших предков?», «На чём раньше готовили?», «Что готовили в чугунке?», «Как пекли хлеб и почему у разных народов он разный?», «Как питались на Руси?», «Какие блюда у разных народов?» и многие другие. Мы с детьми решили познакомиться с кухней народов нашей деревни Чёрная речка, через кулинарные традиции семьи (русские, татары и немцы). Так появился проект «Национальная кухня моего народа, моей семьи»

Приобщение к знаниям семейных, национальных, кулинарных традиций, как никогда актуально в наше время. Это позволит ребёнку ближе познакомиться с национальными кулинарными традициями культурой коренного населения малой Родины, через национальную кухню семьи.

Постановка проблемы: Проанализировав уровень знаний детей о национальных и семейных кулинарных традициях, мы пришли к выводу, что у детей недостаточно сформированы представления о народном быте, истории, кулинарных

Чтобы решить проблему мы поставили перед собой цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с кухней разных народов деревни Чёрная речка, через кулинарные традиции семьи.

Ведь в каждой семье складываются свои кулинарные традиции. И они совсем не случайны, а отражают историю и культуру семьи.

Для решения цели поставили следующие задачи:

  1. Формировать знания об особенностях национального быта коренных народов деревни Черная речка (русских, татар и сибирских немцев).
  2. Развивать познавательный интерес к истории и традициям, жизни людей разных национальностей.
  3. Развивать любознательность детей, умение работать в группах.
  4. Познакомить с технологиями приготовления различных национальных блюд.
  5. Способствовать развитию эффективного взаимодействия между детьми и родителями в семьях участников проекта.

Тип проекта: познавательно – исследовательский проект

Вид проекта: групповой

Сроки реализации проекта: краткосрочный (10 дней), с 15 января по 25 января 2024 года

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, учитель – логопед и родители детей.

Виды деятельности: игровая; познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование, музыкальная, двигательная.

Ожидаемые результат:

У детей возник интерес к быту и традициям народов малой Родины. Совместно с родителями и педагогами они познакомились с технологией приготовления различных национальных блюд, получили знания о культуре другого народа, многие принимали участие в изготовлении национальных блюд, через марафон «Готовим вместе!», кроме этого поделились рецептами любимых блюд своей семьи. Возникновение познавательного интереса у детей ведёт к сохранению культурных, семейных, национальных традиций в семье, к формированию чувства уважения и терпимости к людям других национальностей.

Новизна данной проекта заключается в организации предметно – пространственной среды, комплексном подходе, в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека.

Метод и приёмы реализации проекта: «системная паутинка», «ассоциативный куст», мнемотехника.

Педагогические технологии реализации проекта: «три вопроса», «центры активности», «утренний круг».

Этапы реализациип проекта:

  1. этап: подготовительный (определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта, вовлечение в проект родителей)
  2. этап: организационный (создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, образовательной деятельности с детьми, сценария развлечения, совместное планирование с детьми метод «Трёх вопросов», совместное планирование с детьми плана-паутинки.)
  3. этап: формирующий (проведение бесед, игр, экспериментов, проведения утреннего и вечернего сбора, работа в центрах активности, совместных с родителями мероприятий, мастер-классов, развлечение)
  4. этап: заключительный (развлечение «Семейные посиделки у русской печи», выставка «Предметы быта», создание книги рецептов «Традиционные блюда семей нашей группы» анализ полученных результатов, обобщение опыта на семинарах и создание проекта и видеоролика по итогам проекта с размещением сайте ДОУ)

Этапы реализации и содержание проекта

1 этап: подготовительный

  1. Изучение литературы.
  2. Разработка познавательно-исследовательского, проекта «Национальная кухня моего народа, моей семьи»
  3. Создание выставки «Предметы быта»
  4. Подбор и заготовка дидактического материала, пособий, литературы, фото и видеоматериала, изобразительного материла.
  5. этап: организационный

Дети вместе с педагогами посетили музей «Истории деревни Черная Речка», где познакомились с предметами быта и историей коренного населения. После посещения музея дети стали задавать вопросы: «На чём раньше готовили?», «Что готовили в чугунке?», «Как пекли хлеб и почему у разных народов он разный?», «Как питались на Руси?», «Какие блюда у разных народов?» и многие другие. Так появился проект «Национальная кухня моего народа, моей семьи», где национальная кухня народов малой Родины будет являться объектом и предметом для исследования.

Объект исследования: национальная кухня (русских, татар и сибирских немцев)

Предмет исследования: кулинарные традиции народа и семьи.

  1. Разработка сценария «Семейные посиделки у русской печи».
  2. Разработка конспектов ООД, бесед на тему «Национальная кухня моего народа, моей семьи»
  3. Создание выставки в группе.
  4. «Ассоциативный куст», как активизация знаний детей по теме «Национальная кухня».

5. Совместное планирование с детьми, Метод «Трёх вопросов»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать?

Народная кухня (Ришат)

Традиции (Данис)

Еда: повар готовит разные блюда (Гена)

Это история народа (Ришат)

Это семейная кухня (Максим)

В каждом доме есть кухня (Настасья)

У каждого семьи есть своя история блюд (Миша)

Есть красивая посуда (Расим)

На чем раньше готовили? (Ришат)

Как строят, и какие печи есть? (Настасья)

Печи разных народов, какие они?

Как и когда появился первый самовар? (Гена)

Какие блюда у народов деревни Черная речка? (татар, русских и немцев)

Чем питались в прошлом? (Ришат)

Любимое блюдо семьи, группы?

Какой хлеб разных народов?

Как пекут хлеб разные народы?

Как готовили в чугунке?

Как делают масло раньше и сейчас?

Как накрывают на стол?

Интернет

У мамы

У бабушки

Музей

Энциклопедия

Библиотека

У воспитателей

У родителей

У гостей

У экскурсовода

6. Совместное планирование с детьми плана-паутинки (для работы в центрах активности) 15.01.24г. – 25.01.24г.

3 этап: формирующий

Реализация плана: утренний круг, работа в центрах активности и совместная образовательная деятельность

Срок выполнения

Утренний круг

Центр кулинарии (совместная образовательная деятельность)

Центры активности

Беседа

Содержание

Результат

Деятельность

Результат

1

15.01.2024

«Что такое

Национальная кухня?»

Беседа «Народы России и народы, проживающие в деревни Чёрная речка» (национальная кухня и любимое блюдо семьи)

Дети познакомились с народами России и малой Родины, а также с предметами быта и кухни.

«Предметы быта и кухни» (Выставка)

Рассмотрели выставку «Предметы быта»

Центр познания и коммуникации детей Выставка«Предметы быта и кухни»

Центр науки и естествознания видеоролик «Моя малая Родина – Черная речка»

Центр физкультуры и спорта башкирской народной игры «Поймай воробья поясом»,чеченской п/и «Делай

как я», п/и «Клубок»

Центр книги и грамоты Чтение татарской народной сказки

«Соловей»,Чтение марийской народной сказки «Волшебный меч»

Центр игры, театрализации и музицирования

Д/И «Предметы русского быта» Д\И «Из какой сказки герой?»,.Д\и «Угадай, чей костюм?»

Прослушивание музыкальных

произведений народов России

Центр творчества Рисование национальных орнаментов, Раскрашивание костюмов народов

России

2

16.01.2024

«Русская печь»

Беседа «Печи и хлеб разных народов» (презентация)

Дети узнали, как устроены печи разных народов, а так же какой хлеб пекут разные народы России» (презентация)

«Какой хлеб пекут разные народы»

Выяснили, какой хлеб пекут разные народы и даже попробовали несколько видов «Каравай», «Бородинский», «Купеческий», «Матнакаш», «Лаваш».

Центр познания и коммуникации детей «Как устроены печи разных народов»,

Центр науки и естествознания «Русская печь»

Центр физкультуры и спорта

П/И «Печь и дрова», «Бабка – Ёжка»

Центр книги и грамоты Чтение сказки «Гуси - лебеди», «Жихарка» «Русская печь» (автор – В.Понамарёв); К. Паустовский «Теплый хлеб»

Центр игры, театрализации и музицирования С/Р«Мы готовим пироги», песни о русской печке

Центр творчества «Роспись печи»

Центр конструирования «Русская изба»

3

17.01.2024

«Старинные предметы домашнего быта».

Беседа «Старинный предмет домашнего быта или о чугунке и картошке»

Дети рассмотрели и познакомились с историей чугунка и картофеля. Узнали, что картофель называют "вторым хлебом", который спас жизни людей в военное время.

«Картофель в мундире»

Погрузились в быт наших предков и попробовали картофель в мундире из чугунка.

Центр логики и математики рисование по клеточкам домашней утвари.

Центр познания и коммуникации детей «Картофель в жизни человека», «Чугунок - это традиционно русская посуда»

Центр науки и естествознания «Получение картофельного крахмала», «Польза картофеля в мундире»

Центр физкультуры и спорта П/И «Самовар», «Горячая картошка»

Центр книги и грамоты «Картошка» сказка Г.Х. Андерсена

Центр игры, театрализации и музицирования Д/И «Укрась самовар», драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Центр творчества Лепка, раскрашивание «Чугунка»,

Центр конструирования «Люльки»

4

18.01.2024

«Кухня разных народов России»

«Блюда народов России и русская каша – кормилица наша» (презентация и альбомы)

Дети познакомились с традиционным блюдом разных народов России, а также с историей происхождения и пользой каши.

«Манная каша»

Пробовали манную кашу с вареньем, фруктами, с повидлом, цукатами, поливали медом, насыпали на неё сверху колотых и поджаренных орехов, кокосовую стружку, добавить изюм или мелко нарезанную курагу.

Центр познания и коммуникации детей Пальчиковая игра «Варись каша», «Манная каша с наполнением – проба на вкус»

Центр науки и естествознания

Коллекция баночек с крупами, знакомство с коллекцией (альбомы)

различных крупяных культур.

Центр физкультуры и спорта Хороводная игра «Блин золотой»,Игра – соревнование «Кто быстрее и красивее накроет на стол» П/И «Пирог»

Центр книги и грамоты русская народная сказка «Крылатый, мохнатый и масляный», «Лиса и журавль», украинская сказка «Колосок»

Центр игры, театрализации и музицирования Д/И «Какие продукты нужны для приготовления щей»,«Из чего состоит блюдо», ДИ «Где, какая крупа?» «Узнай и назови крупу», С/Р «Готовим завтрак»

Центр творчества аппликация крупой «Горшочек каши»

5

19.01.2024

«Разговор о правильном питании. Как питались на Руси».

Беседа   «Овощи — полезные продукты» (плакат о пользе овощей)

Дети выяснили, чем полезны овощи, и какие в них есть витамины.

«Винегрет»

Готовили классический русский салат и узнали, какие существуют современные вариации.

Центр логики и математики рисование по клеточкам овощей и фруктов.

Центр познания и коммуникации детей Д/И«Из чего состоит наша пища?»,«Найди по описанию»,«Какой сок?», «Загадки с грядки» Пальчиковые игры «Овощи»,   «Капуста», «У Лариски – две редиски»,

Центр науки и естествознания технологией приготовления «Винегрета»

Центр физкультуры и спорта

Центр книги и грамоты

Русская народная сказка «Каша из топора», Братья Гримм «Горшок каши», Н. Носов «Мишкина каша», И. Резник «Каша-Дуняша», Л. Зильберг «Полезные продукты», Ю. П. Климович рассказ «Фрукты – Овощи» (учимся правильно питаться)

Центр игры, театрализации и музицированияД/И «Какие продукты нужны для приготовления каши»,«Из чего состоит блюдо»,«Выбери овощ (фрукт) для салата», прослушивания песен о каши, С/Р«Магазин» Инсценировка «Спор овощей»

Центр творчества Аппликация: «Натюрморт из овощей»

Центр конструирования из бумаги овощей

6

22.01.2024

«Традиционная кухня русского народа»

Беседа «Русская национальная кухня» (альбом и презентация)

Дети узнали, особенности кухни, культуры еды русского народа. Изучили наиболее популярные блюда русской кухни.

Мастер – класс от родителя по лепки пельменей.

Познакомились на практике с технологией приготовления пельменей и с семейной традицией лепить пельмени. Узнали, что 18 февраля отмечается Всемирный день пельменя.

Центр познания и коммуникации детей Альбом «Традиционная кухня русского народа»

Центр науки и естествознания «Пельменный цех» мастер – класс технологией приготовления пельменей

Центр физкультуры и спорта

П/И «Вкусный обед», «Пирожок»

Центр книги и грамоты Русская народная сказка «Солдат и пельмени».

Центр игры, театрализации и музицирования слушание русской музыки и песни «Едим пельмени вкусные», «К нам гости пришли», Игра – имитация «Правила гостеприимства»

Центр творчества знакомство с русскими национальными орнаментами (хохлома, гжель), лепка «счастливого» пельменяиз соленого теста:

7

23.01.2024

«Татарские национальные блюда»

Беседа «Татарской национальная кухня» (альбом и презентация)

Дети узнали, особенности кухни, культуры еды татарского народа. Изучили наиболее популярные блюда татарской кухни.

Мастер – класс от родителя по приготовлению «Кыстыбый»

Наблюдали и выполняли простые действия по приготовлению татарского блюда, которое популярно в нашей деревни.

Центр познания и коммуникации детей Альбом «Традиционная кухня татарского народа»

Центр науки и естествознания

Опыт с водой «Заваривание чая», С сахарным песком «Что растворяется в воде?»

Центр физкультуры и спорта

П/И «Самовар»

Центр книги и грамоты татарская сказка «Жадность и щедрость»

Центр игры, театрализации и музицирования С/Р «В гостях у куклы Айгуль», слушание татарской музыки и песни

Центр творчества знакомство с татарским национальным орнаментом и Центр конструирования изготовление татарских блюд для игр «Чак- чак», «Беляши», «Перемяч» и т.д.

8

24.01.2024

«Немецкая национальная кухня»

Беседа «Немецкая национальная кухня» (альбом и презентация)

Дети узнали, особенности кухни, культуры еды немецкого народа. Изучили наиболее популярные блюда немецкой кухни.

«Немецкий картофельный салат»

Приготовили салат немецкой кухни, который популярен в нашей деревни среди немецкого народа.

Центр логики и математики

Центр познания и коммуникации детей Альбом «Традиционная кухня немецкого народа»

Центр физкультуры и спорта П/И «Сельдь»

Центр книги и грамоты Немецкая сказка «Толстый жирный блин»,«Сбежавший пирог». Чтение произведений Братьев Гримм.

Центр игры, театрализации и музицирования слушание немецкой музыки и песни

Центр творчества знакомство с немецким национальным орнаментом

9

25.01.2024

«Традиционные блюда моей семьи»

Рассказ детей о любимом блюде их семьи.

Дети представили семейные традиции, через любимое блюдо их семьи: листовки с рецептом блюда.

«10 дневное меню в детском саду»

Оформление стенда по питанию в группе.

Центр познания и коммуникации детей беседы по валеологии «Что такое калории»,

Центр науки и естествознания «Этикет культура поведения за столом»

Центр физкультуры и спорта Квест-игра «Секреты здоровья»

Центр книги и грамоты

Марина Дружинина «Открытка», Михаил Зощенко «Лёля и Минька»

Центр игры, театрализации и музицирования слушание песен о семье, С/Р «Семья»

Центр творчеств аи Центр конструирования Оформления уголка «10 дневное меню в детском саду», книга рецептов «Традиционные блюда семей нашей группы»

Работа с родителями:

1. Помощь в оформлении выставки «Русская печь и предметы быта»,

2. Мастер – класс в центре «Кулинарии»

3. Семейная традиция лепить пельмени.

4. Марафон «Готовим вместе!» с 10 января (День национальной кухни) по 28 февраля (Всемирный день Татарской национальной кухни).

5. Опрос «Вкусные семейные традиции».

4 этап: заключительный

1. «Семейные кулинарные посиделки»

2. Выставка «Русская печь и предметы быта»

3. Анализ и обобщение опыта в педагогическом сообществе.

5. Создание проекта и видеоролика по итогам проекта с размещением сайте ДОУ.

Итоговые мероприятия

  1. Выставка «Русская печь и предметы быта»
  2. «Семейные кулинарные посиделки»

Продукт проекта:

  1. Выставка «Русская печь и предметы быта»
  2. Создание альбома: «Традиционная кухня русского народа», «Татарские национальна блюда», «Немецкая национальная кухня»
  3. Проект «Национальная кухня моего народа, моей семьи»
  4. Книга рецептов «Традиционные блюда семей нашей группы»
  5. Видеоролик проекта на сайте ДОУ

Что мы нового узнали?

  1. Национальная кухня: уникальная часть культуры народа.
  2. В каждой народе, как и в каждой семье, складываются свои кулинарные традиции.
  3. Основное питание на Руси – это овощи и каша.
  4. Семейная традиция лепить пельмени.
  5. У каждого народа свой особенный рецепт приготовления и выпечки хлеба, свой внешний вид и название.
  6. Русская печь – один из ярких символов русской культуры.
  7. Поставить в русскую печь чугунок или вытащить его оттуда можно только с помощью ухвата
  8. В разных областях России есть свои традиционные блюда.
  9. У каждой семьи есть свои любимые блюда и семейные традиции.
  10. Национальные блюда народов малой Родины: татар, русских и сибирских немцев.

Заключение

            Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении быта и кулинарных традиций народов малой Родины; повысить интерес детей и родителей к сохранению культурных, семейных, национальных традиций в семье; расшить культурные традиции и вкусовые предпочтений; формировать чувства уважения и терпимости к людям других национальностей.

Список используемой литературы:

  1. Выдревич Г.С. Каши в горшочках. М.: ЭКСМО, 2009.
  2. Даль В. И.  Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО,  2009.Долникова В, Татарская кухня. Будни и праздники, М.-2002г
  3. Калинкина К.А. «Многонациональная кухня», Ульяновск: Дом печати, 1992.
  4. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Рецепты народов мира. - М.: Мир, 1989.- 304с.
    1. Лагутина Л. А. Лагутин С. В. а Каши. М., Феникс, 2012.
  5. Лужин М. Г. «История татарского народа» М.-1998 г.
  6. «Немецкая кухня» Изд. Кухни народов мира - 2011
    1. Потёмкина Е.. Современные каши. М., Айрис-Пресс, 2013.
  7. Похлебкин В.В. «Кухни славянских народов», Москва, 2012г
  8. Похлебкин В.В. «Занимательная кулинария», М.: «Центрполиграф», 1997
  9. Сенгурова Е. «Пир на весь мир», М.: «Терра», 1998
  10. Шорыгина Т. А. «Фрукты. Какие они?» Книга для воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
  11. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» Книга для воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
    1. Юдина Н А., Русские обряды и обычаи, - М.: Издательский дом  Вече, 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год