Конспект-занятие «Путешествие в мир природы» (старшая, подготовительная группа) |
Познание | |||
Автор: Нуртдинова Лилия Сагадатовна | |||
11.11.2023 19:12 | |||
Конспект-занятие «Путешествие в мир природы» (старшая, подготовительная группа) Воспитатель Нуртдинова Лилия Сагадатовна МБДОУ №5 «Солнышко» г.Азнакаево Азнакаевского района Р.Т Образовательная деятельность: "Социализация" Цель: Формирование представления о растительной и животной среде нашего края. Задачи:
Оборудование: иллюстрации птиц; деревьев; иллюстрации леса разного по составу деревьев; картинки с какой-либо частью тела животного; аудио запись звуки природы (птицы, шум леса); листы бумаги; пакеты; палочки для прокола (зубочистки); лепестки из бумаги для цветка; карточки с вопросами; сундучок или коробочка.
Воспитатель: Ребята сегодня у нас гости, поздоровайтесь. Мы с вами отправимся в путешествие. Ребята, скажите, в какой стране мы живем? (Мы живем в России) - А как называется город, в котором мы живем? (город Заинск) - Ребята, мы с вами живем в очень красивом месте, природа нашего края красива и разнообразна, Наш край — это природная кладовая и в ней хранятся сокровища, а что это за сокровища такие? (рассуждения детей). -Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много и они все разные, Я приглашаю вас собрать сокровища нашего края в этот удивительный сундучок. Согласны? (Да) Тогда отправляемся в путешествие. Посмотрите, перед нами три дорожки. На первом указателе написано: «Налево пойдешь, про животных узнаешь»; на следующем: «Прямо пойдешь – в царство птиц попадешь», на последнем: «Направо пойдешь — тайну деревьев откроешь». Дети выбирают дорожку. Деревья Беседа-игра «Что я знаю о деревьях?» -Ну вот, мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красиво! -Что такое лес? (это множество разных деревьев) -Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам) -Мы наблюдали деревья в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?" На столе лежат картинки с вопросами и ответами. Вы выбираете любой вопросом, я вам его читаю, вы находите отгадку - Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна) - Плод, какого дерева называется желудь? (дуб) - Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза) - У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина) - Из плодов какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина) Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что леса бывают разные по составу деревьев. Давайте я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы будете находить нужную картинку с лесом. -Как называется лес, где растут только сосны и ели (хвойный лес). -Растут только дубы (дубрава). - Как называется лес, где растут деревья разных видов (смешанный). -Растут только березы (березняк). Игра «С какой ветки детка?» -Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (ответы детей) -Вот первое сокровище, которое мы положим в наш сундучок, это деревья. Лаборатория природы. Опыты с выявлением воздуха. Эксперимент №1. «Почувствуй воздух». - Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. - Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Эксперимент №2. «Поймай воздух» - А давайте мы попробуем еще и поймать его. Как можно это сделать? Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет). А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица. Дикие животные - Ребята, почему животных, которые живут в лесу, назвали дикими? Вспомните, пожалуйста животных, которые живут в наших краях? А как вы думаете, животные, которые живут в лесу, нуждаются в защите? Рассказать о «Красной книге». Игра «Угадай, кто я?» Дети по очереди выбирают одну картинку, на которой изображена часть тела животного, говорят, что видят и выясняют, кому эта часть принадлежит. Игра "Мама, папа, я — целая семья" волк -волчица -волчонок медведь -медведица -медвежонок лис -лиса -лисёнок кабан -кабаниха -кабанёнок лось –лосиха- лосёнок ёж -ежиха -ежонок заяц -зайчиха -зайчонок -Вот второе сокровище, которое мы положим в наш сундучок, это животные. Птицы Воспитатель: Наступили холода, замерзли реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Но есть птицы, которые не боятся ни морозов, ни метелей. Их можно у нас увидеть во все времена года. Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать? Дети: Зимующие птицы. Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Дети: Воробьи, синицы, дятлы, совы, филины, сороки. (Рассматривают птиц на картинках) Воспитатель: Но большинство птиц стаями или в одиночку (кукушки) покидают родные места и улетают в теплые страны. Как называют таких птиц? Дети: Перелетные. Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете? Дети: Стрижи, ласточки, кукушки, журавли, гуси, лебеди, жаворонки, скворцы. Воспитатель: С исчезновением перелетных птиц, у нас появляются зимние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими. Воспитатель: Дети, вы знаете птиц, которые прилетают к нам на зиму? Назовите их. Если дети не смогут назвать, помочь им. Снегири, клесты, свиристель. Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы. Воспитатель: Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите. Проводится игра «Я опишу, а ты скажи» Чтение стихотворения Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Воспитатель: Как мы с вами можем помочь птицам зимой (ответы детей). Третье сокровище, которое мы положим в сундучок-это птицы. Пословицы и поговорки И последнее наше задание, это пословицы и поговорки о природе (собирают цветок по лепесткам и говорят по одной поговорке). Сюрпризный момент. На этом наше занятие закончилось, в подарок вам я даю раскраски о природе.
|