Короткосрочный проект «Семь чудес Кузбасса» |
Познание | |||
Автор: Садовская Наталья Сергеевна Казанцева Светлана Александровна | |||
23.03.2023 10:31 | |||
Короткосрочный проект «Семь чудес Кузбасса» Подготовительная группа Цель: изучение уникальных объектов, расположенных на территории Кемеровской области. Задачи: Найти информацию о семи чудесах Кузбасса; Создать карту; Оформить книгу «Семь чудес Кузбасса»; Поделиться информацией с другими. Задачи:
Словарная работа:
Предварительная работа: «Растительный мир Кемеровской области», «Животный мир края», набор открыток «7 Чудес Кузбасса» и другие номинанты; Знакомство с «Чудесами Кузбасса»; «Растительный и животный мир Кемеровской области», Пословицы и поговорки о Родине. Разучивание стихотворения: «Горжусь, что я живу в Кузбассе!», «Люблю тебя, родной Кузбасс!». Рисование на тему «7 Чудес Кузбасса», Методические приемы: Беседа, рассматривание, «Растения и животные края», дидактические конкурсы, вопросы — ответы, продуктивная деятельность детей, художественное слово. Материал: картинки «7 Чудес Кузбасса», эмблемы к названиям команд «Томь», «Уголек», фишки две корзинки разного цвета, два набора картинок с животным и растительным миром, сердечки «С любовью к городу» по количеству детей для сюрприза, музыкальное сопровождение песни «Родная песенка», герб Новокузнецка. Ход занятия 1 часть. Организационный момент. Воспитатель. Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу почтальон принес конверт с письмом. Кто прочитает нам, что там написано? Конверт: Ребятам подготовительной группы от Магистра наук. Письмо: «Дорогие ребята! Меня заколдовала злая волшебница Бастинда. Я ничему на свете не верю. Не верю, что дети хорошо знают и любят свой край родной. Только вы сможете расколдовать меня, если примете участие в конкурсе знатоков родного края. Пожалуйста, скорее. С уважением ваш Магистр всех наук» Воспитатель. Вы хотите расколдовать Магистра наук от злых чар волшебницы Бастинды и принять участие в конкурсе знатоков родного края. Давайте разделимся на две команды. Первая будет называться «Уголёк», а вторая «Томы» Тогда давайте пригласим Магистра наук в группу, а для этого закройте глаза и произнесите со мною вместе 3 раза крибли – крабли — бумс. (воспитатель перевоплощается в Магистра наук) Магистр наук. Здравствуйте ребята! Я Магистр наук. Приглашаю вас принять участие в конкурсе 7 чудес Кузбасса. Я очень хочу поверить, что вы знаете и любите свой край родной Кузбасс. И так конкурс знатоков родного края начинаем. Я знаю, что вы с воспитателем разделились на две команды. На команды «Томы» и «Уголёк». Пожалуйста, команды располагайтесь на свои места поудобнее. И так в конкурсе знатоков принимают участие команды «Томы» и «Уголек» (хором). Команды будут отвечать на вопросы и выполнять самые интересные задания. За правильные ответы я буду класть фишки в корзинки. У какой команды в конце игры будет больше фишек в корзинке та и победит. II часть. Основная Магистр наук. Первый конкурс «Разминка». В каком городе Кемеровской области мы живем? Что символизирует (олицетворяет) Новокузнецк? Герб уездного города Кузнецка. В каком из городов Кузбасса наибольшее количество памятников архитектуры? (Мариинск — 74) Какое из семи чудес Кузбасса находится в нашем городе? Памятник истории «Кузнецкая крепость» В каком городе находится памятник шахтерам Кузбасса? (Кемерово) Где предположительно обитает снежный человек? Азасская пещера (Таштагольский район) 2 конкурс «Фотоконкурс – я знаю Чудеса Кузбасса» Внимание ребята! У каждой команды ровное количество открыток с фотографиями. Рассмотрите их и выберите только те, где изображены «Чудеса Кузбасса». Посоветуйтесь и договоритесь, кто будет отвечать. 3 конкурс «Собери картинку» Магистр наук. Участникам игры необходимо собрать разрезанную картинку и рассказать, какое из семи Чудес Кузбасса на ней изображено (Дети собирают картинку). Проверим:
4 конкурс — игра «Растительный и животный мир края». Магистр наук. Кузбасс славится не только своими «Чудесами» но и богатым растительным и животным миром. А вот какие животные живут, и какие растения растут в нашей местности, мы узнаем, если вы выберите их из всех других. (Картинки) Физкультминутка. Прилетел ветерок, прилетел на часок Нас погладил ласковой рукой (показывают) Оглянулся вокруг, Оглянулся и вдруг, Закружился в танце озорном. А мы наделили лыжи (имитация движений) И встали на коньки. Играем, играем в зимние снежки. Снежки (дети кидают снежки) Коньки (движения на коньках) Лыжи (движения на лыжах). 6 Конкурс Капитанов Я приглашаю сейчас выйти капитанов команд. У мальберта вам необходимо нарисовать одно из «Чудес Кузбасса», а команды должны угадать, что нарисовал капитан. Пока капитаны выполняют задание, мы с ребятами расскажем стихи про Кузбасс. Горжусь, что я живу в Кузбассе! И, что в Кузбассе родилась История и слава края, В далёком прошлом началась. Однажды Михайло Волков Горючий камень здесь нашёл. И слух о чудных залежах Кузбасса, По матушке Руси прошёл. Прошли века, и край мой милый Своим богатством и углём, Стал центром, гордостью Сибири. И я горжусь, что здесь я рос: Кузнецкий край, шахтерская столица, У берегов притомских вод. Люблю тебя, родной Кузбасс! Твои бескрайние просторы, Разливы рек, вершины гор, Лугов красивые узоры. Тобой Кузбасс, я лишь любуюсь И зову сердца повинуюсь, В душе любовь, к тебе тая, Кузбасс, ты родина моя! 7 конкурс «Пословицы и поговорки о Родине» Родина – это- то место, где человек родился и вырос. Где живут его родные и друзья. Много о Родине написано стихотворений, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки знаете вы? Сейчас игроки по очереди расскажут, какие пословицы, поговорки знают. 8 конкурс «С любовью к городу» Магистр наук. Я вижу, что ребята знают пословицы и поговорки о Родине, а значит, любят свой город и родной край. Я сейчас начну предложение, а вы его продолжите. Я люблю свой город Новокузнецк, потому что он... (большой, красивый...) Молодцы! Какие красивые, удивительные слова вы посвятили г. Новокузнецку. III. Заключительная часть Наш конкурс знатоков родного края подходит к концу. Посчитаем количество фишек в корзинках. Определим победителя конкурса. Молодцы ребята! Вы помогли мне, Магистру наук, поверить, что вы хорошо знаете и любите свой край родной. Ваши добрые сердца сделали мое сердце добрым и расколдовали злые чары волшебницы Бастинды. От чистого сердца на память о г. Новокузнецке, о родном крае дарю вам эти сердечки. Прочитайте, что на них написано. Прочитайте хором: «С любовью к городу!». 2. Квест-игра «Путешествие по чудесам Кузбасса» Цель: расширение представлений детей о родном крае. Задачи:
Оборудование: эмблемы команд «Любознайки» и «Всезнайки» по 4 штуки для каждой команды; фишки двух цветов по 7 штук; телевизор; фотослайды «Семь чудес Кузбасса»; разрезные картинки карты Кузбасса; маршрутная карта-2 штуки; спортивный тоннель-2 штуки; дидактическая игра «Чьи следы?»; дидактическая игра «Найди отличия»; дидактическая игра «Скажи какой»; лабиринт «Помоги шахтеру выйти из шахты» -2 штуки; маркеры-8 штук; мольберт-2 штуки; указательный конус-2 штуки; плоскостное изображение камней-4 штуки; аудиозапись песни «Мы-туристы»; фотомагниты. Предварительная работа: беседа «Мой любимый город»; презентация «Мой родной край»; рассматривание иллюстраций с достопримечательностями Кузбасса; слушание музыкальных композиций о родном крае; загадывание загадок. Ход квест-игры: 1. Организационный момент Ребята, я очень рада видеть вас. Сегодня нам предстоит участвовать в квест-игре «Путешествие по чудесам Кузбасса». Кто знает, что такое квест? (вопросы, задания…) Мы будем путешествовать по нашей области, знакомиться с новыми чудесами, и выполнять интересные задания. Ребята, вы согласны отправиться в путешествие и поучаствовать в квест-игре? Представляю вам жюри, которое будет наблюдать за тем, как вы выполняете задания. Дети делятся на 2 команды (берут эмблемы «Любознайки» и «Всезнайки» и делятся на две команды). У каждой команды на столе есть маршрут нашей квест-игры «Путешествие по чудесам Кузбасса». Каждый пункт на карте пронумерован. После прохождения каждого испытания команды, которые лучше и быстрее справятся с заданиями, получают деталь пазла. 2. Основная часть Первое чудо Кузбасса, которое мы посетим (посмотрите на вашу карту) – Томская писаница. 2. 1. Музей-заповедник «Томская Писаница» (слайд 1) «Томская писаница» — первый в Сибири памятник наскального искусства, Здесь можно увидеть петроглифы (наскальные рисунки), возраст которых 5-6 тысяч лет. Всего на скалах обнаружено около трехсот петроглифов, среди которых изображения разных животных птиц, божеств и загадочных знаков. А какие это животные и птицы вы узнаете, отгадав загадки. За правильный ответ вы получаете фишки. У кого будет больше, та команда получает деталь пазла, которая пригодится нам в конце путешествия. Загадки Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в берлоге снеговой. (медведь) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (волк) Догадайтесь, что за птица: Ночью ей совсем не спится, Не поможет сон-трава, Только днем заснет… (сова) Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса) 2. 2. Золотая Шория (слайд 2) «Золотая Шория» — это огромная скульптура, расположенная в городе Таштагол. На шее величественного мощного лося восседает изящная шорская красавица. В руках у девушки чаша, символизирующая духовное богатство и изобилие. Сама скульптура является символом благополучия Горной Шории. 2. 3. Азасская пещера (слайд 3) В Горной шории находится еще одно чудо Кузбасса «Азасская пещера», она расположена в дремучей тайге. И чтобы попасть туда, нам надо проползти по тоннелю. (Дети передвигаются по тоннелю) Местные охотники сообщили о замеченных у пещеры человекообразных существах. При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы на земле. Говорят, что именно в этой пещере живет Йети-снежный человек. Дидактическая игра «Чьи следы?» А мы тоже встретили в тайге чьи-то следы. Каждой команде нужно подобрать какому животному подходит тот или иной след и прикрепить на мольберт. Чья команда быстрее справится с заданием, получит деталь пазла. Удачи вам, команды! 2. 4. Поднебесные Зубья (слайд 4) — это один из живописнейших горных районов рядом с городом Междуреченск. Здесь можно любоваться красивыми горными видами. Как вы думаете, ребята, почему горы так назвали? Район Поднебесных Зубьев пользуется большой популярностью у туристов, совершающих летние пешие и зимние лыжные походы. В зимний сезон здесь катаются горнолыжники и сноубордисты, а в летний сезон сюда приезжают спортсмены-водники, использующие горные реки для водного туризма. Эстафета «Поход в горы» В гору нужно идти по камням, поэтому и вы сейчас отправитесь в путь с помощью двух камней. На один наступаем, другой передвигаем, и так до вершины горы. Чья команда первая пройдет этот сложный путь и получит следующую деталь пазла. 2. 5. Мариинск (слайд 5) – один из старейших городов Кузбасса. В этом городе сохранилось очень много старинных зданий, поэтому весь город Мариинск можно считать достопримечательностью. Дидактическая игра «Найди отличия» Здесь мы проверим какие вы внимательные при просмотре городских достопримечательностей. Каждой команде нужно найти отличия в рисунках и обвести их в кружок. На это задание дается 1 минута. Кто найдет больше отличий, тот и получит деталь пазла. 2. 6. Кузнецкая крепость (слайд 6) — каменная крепость, построенная для защиты Южной Сибири от китайской угрозы. В наши дни Кузнецкая крепость в Новокузнецке — это памятник истории и архитектуры, внутри крепости располагается музей. Дидактическая игра «Скажи какой» Камень-каменный, пушка-пушечный, музей-музейный, защита-защитный, война-военный. (Команда, ответившая первой, получает фишку). А дальше мы отправляемся в г.Кемерово, это главный город нашей области, ведь наша область называется Кемеровская область. А как еще можно назвать нашу область? (Кузбасс) 2. 7. Монумент «Память шахтерам Кузбасса» (слайд 7) — это бронзовая скульптура в городе Кемерово. Монумент является символом героического шахтерского труда и посвящен памяти погибших шахтеров Кузбасса. Кто такой шахтер? Для чего нужен уголь? Как вы думаете, каким должен быть шахтер? (сильным, смелым, отважным) Игра-Лабиринт «Помоги шахтеру выйти из шахты» Шахтеры работают под землей в шахте. Давайте поможем им выбраться из шахты, пройдя лабиринт. Чья команда быстрее справится с заданием, получит следующую деталь пазла. 3. Заключительная часть 3. 1. Карта «Кемеровская область – Кузбасс» (Команды вместе собирают из заработанных деталей картинку). 3. 2. Рефлексия, подведение итогов (Дети получают в подарок фото «Путешествие по чудесам Кузбасса»).
|