Богатство нашей планеты Земля. Эксперименты с воздухом. |
Познание | |||
Автор: Иванова Марина Васильевна | |||
19.01.2023 15:13 | |||
Богатство нашей планеты Земля. Эксперименты с воздухом. Цель занятия: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Программное содержание: развивать речь, расширять словарь; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Материал: наглядный материал «Воздух», «Схемы воздуха». Халаты на каждого ребенка, салфетки, влажные салфетки целлофановые пакеты на каждого ребенка и палочки (или карандаши); коктейльные трубочки и стаканы с водой на каждого ребенка; прозрачная глубокая чашка, резиновая игрушка и резиновый ластик; готовый образец с изображением в технике рисования кляксография, гуашь, коктейльные трубочки 10 штук, альбомные листы; глобус; шарф; бутылочки 3 штуки, крышки от фломастера 5 штук, свисток, музыкальный инструмент (губная гармошка, дудочка); апельсин, лук, яблоко, лимон в разных ёмкостях на подносе. Предварительная работа: работа с наглядным материалом «Воздух», «Водоем», чтение художественной литературы рассматривание карты мира, глобуса. Словарь: лаборатория, лаборанты, ученые – исследователи, опыт, эксперимент. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей) Воспитатель: А сейчас предлагаю начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Теперь присаживайтесь на стульчики и давайте поздороваемся друг с другом. Воспитатель: (покрутив глобус). Дети, что вы видите у меня в руках? (Глобус.) Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (Синий, зеленый, желтый, коричневый.) А как вы думаете, что изображено зеленым цветом? (Ответы детей.) Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе – это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря. Воспитатель: Дети, а вы знаете, сколько океанов омывает сушу? Дети: Четыре. Воспитатель: Кто живет в океане? Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их). Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди? Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше. Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы). Наблюдение «Воздух в стакане». Воспитатель: Дети, что это? Дети: Это стакан. Воспитатель: В стакане что-то есть? Дети: Ничего нет. Стакан пустой. Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения? Дети: В стакане воздух. Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем. Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные) Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух). Ребенок: Воздух – это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим. В воздух, в небо и в полет. Улетает самолёт. Ребенок: Птица в воздухе летает. Разным воздух наш бывает, Воздух может быть прозрачным, Пахнуть может дымом дачным. Может пахнуть апельсином, Кофе, завтраком, бензином. Ребенок: Он из фена вылетает, Тёплым он тогда бывает. А когда вокруг мороз, Щиплет больно он за нос. Ребенок: Шторой в комнате играл, Бурю в море он поднял… Воздух разный, он такой! Где найдём его с тобой? Дети: Везде Воспитатель: А что такое воздух? Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные. Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз). Делают вывод: первый секрет воздуха – воздух необходим для дыхания. Воспитатель: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней). А без воздуха? (несколько минут). Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория. Воспитатель: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Предлагаю вам надеть специальную одежду. Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов). Ребенок: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество — внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность. Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся) Воспитатель: Итак, начнем наши опыты: Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? Дети: Нет, не видим, он невидимый. Эксперимент № 1 «Как обнаружить воздух в помещении?» Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями! Дети: Как это сделать? Поймать его нельзя! Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать то же самое. Воспитатель: что вы почувствовали? (Подул ветерок.) Воспитатель: Какой воздух? (Прохладный, холодный воздух.) Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Дети: Нет. Мы его не видим. Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите палочку (или карандаш) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Дети: воздух Делают вывод: Вот мы с вами открыли второй секрет воздуха: он невидимый и его можно почувствовать. Можно положить пакеты на стол. Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей) Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой». Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой конец трубочки подуть. Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Вывод: третий секрет воздуха — воздух можно увидеть. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей) Эксперимент № 3 «Слышим воздух» Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Дети: Звук, воздух. Воспитатель: А ещё у нас на столе есть музыкальный инструмент. Попробуйте в него подуть, что мы слышим? Дети: Красивый звук, воздух. Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух? Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и музыкальный инструмент. Вывод: четвертый секрет воздуха — воздух можно услышать. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, музыку). Воспитатель: Дети присаживайтесь на стульчики. Эксперимент № 4 «Чем пахнет воздух» Воспитатель: Дети, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха.) Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки. Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла? После занятия мы угостим вас вот этими вкусными апельсинами. Вывод: пятый секрет воздуха – воздух не имеет запаха, но может запах переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?» Воспитатель: Имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. (На столе разложены предметы: прозрачная чашка резиновая игрушка, резиновый ластик). Воспитатель: Возьмем кусочек резинового ластика и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Дети: воздух. Вывод: шестой секрет воздуха — воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Физкультминутка. Воздух – невидимка, Руки вверху вправо-влево Выходи гулять! «зовут» Воздух – невидимка, Руки вверху вправо-влево Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах Если быстро – быстро в поле убегу Бегут на месте Чистого – пречистого воздуха найду! Потирают руки Если вместе с дедушкой по лесу пойду, Шаги на месте Самого полезного воздуха найду! Руки накрест к плечам Если вместе с папой в горы я пойду, Тянутся вверх на носочках Самого кристального воздуха найду «Фонарики» Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Дети: да! Воспитатель: Присаживайтесь аккуратно за столы. Перед вами коктейльные трубочки, будьте сними осторожны. Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). (Дети пробуют рисовать). Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, и порисовали и не заметили, как наше занятие подходит к концу, вы все были внимательными и активными. А теперь давайте вспомним, с каким пятым океаном мы сегодня познакомились? Дети: С воздушным. Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или немного пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им. Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. Какие секреты воздуха вы сегодня узнали? (Схема). Скажите, вам понравилось проводить опыты? Какой эксперимент вам показался интересным больше всего? Как называется техника рисования воздухом? (ответы детей). Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо за занятие!
|