Узнаем, исследуем и творим в память о выдающихся земляках Чувашии |
Познание | |||
Автор: Зиновьева Ирина Станиславовна | |||
04.01.2023 09:37 | |||
Узнаем, исследуем и творим в память о выдающихся земляках Чувашии Зиновьева Ирина Станиславовна воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №43 «Родничок» города Новочебоксарска Чувашской Республики «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский
Главой Чувашской Республики Олегом Николаевым текущий 2022 год объявлен Годом выдающихся земляков. Такие люди подобны комете Галлея – появляются редко, а остаются в памяти навсегда. Это деятели науки, здравоохранения, образования, культуры и спорта, которые не только добились заметных успехов в своей сфере и прославили нашу родную Чувашию далеко за ее пределами, но и повлияли на ее исторический ход. История народа складывается из отдельных человеческих судеб. Это наша память. Наша задача как воспитателя не растерять это драгоценное наследие, передать его последующим поколениям. Год выдающихся земляков в младшей группе «Матрешки» МБДОУ «Детский сад №43 «Родничок» города Новочебоксарска начался с участия в городской акции «Книга памяти выдающихся земляков», целью которой явилось пробуждение в сознании нашей молодежи интереса к своей истории, которая начинается с обычной фотографии в семейном альбоме, а также выявление среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения выдающихся родственников, сбор всей накопленной информации и систематизация ее в виде презентационной памятной книги группы, детского сада. В ходе исследовательской работы участники узнали много о судьбах родных и близких, которыми по праву могут гордиться. Все они являлись истинными патриотами и прекрасным образцом для подражания. Уже на первоначальном этапе была проделана большая трудоемкая, но интересная и очень нужная работа. Участие в этой акции никого не оставило равнодушными: воспитатели, дети и родители – все были вовлечены в процесс. Оказалось, что у воспитанницы группы Алисы Л. прадедушка был выдающимся уроженцем нашей республики, внесшим большой вклад в ее развитие Его звали Наумов Никифор Егорович. Он — инженер-строитель, краевед, автор книг и статей, Народный академик, Заслуженный работник культуры Чувашской Республики. Алиса Л. с мамой Фериде Рустамовной рассказали, что в книге, автором которой является Наумов Н.Е., опубликован чертеж «Дерево рода Наума». Разработанное «Дерево» Никифора Егоровича много лет назад приняло участие в конкурсе, проводимом Национальным Конгрессом Чувашии. Исследовательская работа была продолжена. Некоторые семьи воспитанников младшей группы «Матрешки» под руководством воспитателей изучили и составили генеалогическое древо своей семьи, рода. Важно отметить, что результаты исследования были представлены на Всероссийском фестивале с международным участием «КРАСКИ ЧУВАШИИ-2022» в Конкурсе исследований в области краеведения и генеалогии имени Н. В. Никольского. В течение текущего года воспитатели младшей группы «Матрешки» в рамках совместной с родителями проектной работы «Жили-были профессии…» на тематических мероприятиях знакомили ребят с выдающимися земляками. Особый интерес вызвала история жизни и трудовой деятельности Андриана Григорьевича Николаева. Все мы знаем, что одно из самых любимых занятий детей – это просмотр мультфильмов. Просматривая их, ребенок развивается. При правильном подборе, можно решить множество педагогических задач: развитие воображения, мышления, памяти, эстетических и нравственных качеств ребенка и т.д. Однако мультфильмы можно не только смотреть, но и создавать с детьми в детском саду и дома с родителями, тем самым способствовать развитию всех пяти образовательных направлений, предписанных Федеральным государственным стандартом. А как же все начиналось? Часто приходится слушать от родителей такие высказывания как: «У меня развитый ребенок — он знает, как включать и выключать планшет». Но помимо подобных навыков ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего, общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект, живет и развивается в социуме. Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые «гаджеты». Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик «Ну, погоди!» — нарисованный, а про Домовёнка Кузю — кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для ребенка целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики. В поиске решения этой проблемы было принято решение открыть для себя «анимационную педагогику». Становится понятным, что мультипликация включает в себя неограниченное число видов деятельности. В этом универсальность анимационной педагогики. Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарий, изготавливают декорации, персонажей мультфильма, иногда сам сюжет заставляет осваивать детей новые виды продуктивной деятельности (пластилиновая сказка заставит освоить технику лепки из пластилина, пластилинографию и т. д.). Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников. В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом целостность анимационной педагогики. Шагая в ногу со временем, воспитатель изучает инновационные процессы, которые касаются обновления содержания дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В рамках знакомства с профессиями и совместно с родителями был разработан и снят мультипликационный фильм «Андриан Григорьевич Николаев — третий советский космонавт». (Справочно: созданный фильм принял участие в республиканском конкурсе «Великие люди Чувашии глазами детей»). Важно отметить, что процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включает в себя несколько этапов. На подготовительном этапе мы с детьми беседовали об их любимых мультфильмах, затем о тайнах мультипликации, выяснили, что мультипликационные герои — не живые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: режиссер-мультипликатор (аниматор, художник, оператор, актер, композитор) Далее шла разработка сюжета и зарисовка мультфильма, в работе и декорациях применили технику пластилинографии. Детей мы объединяли в рабочие группы. По необходимости оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта. На этапе съёмки и озвучивания мультфильма индивидуально отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали съёмку. В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. На этапе монтажа все части мультфильма монтировались взрослыми с использованием специальной программы. Здесь велась активная совместная работа воспитателя с родителями. Огромную роль играет просмотр самого мультфильма. Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней, при съемке нового мультфильма они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самодельные мультики, видят своих нарисованных героев, которые говорят их голосами, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма, с удовольствием показывают его своим родителям, проговаривая, как они делали его. В дальнейшем планируется изготовление не только рисованных мультфильмов, но из природного и бросового материала. Можно использовать все, на что способна фантазия! Список литературы
|