Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательный проект «Красна изба углами, а стол Вологодскими пирогами» для детей старшего дошкольного возраста.
Познание
Автор: Соколова Юлия Александровна Степанова Наталья Геннадьевна Смекалова Надежда Владимировна Постнова Ольга Анатольевна   
30.12.2022 17:24

Познавательный проект «Красна изба углами, а стол Вологодскими пирогами» для детей старшего дошкольного возраста.Познавательный проект «Красна изба углами, а стол Вологодскими пирогами» для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» г. Череповец 2022 г.

Авторы проекта:

  • Степанова Наталья Геннадьевна -воспитатель
  • Постнова Ольга Анатольевна -воспитатель
  • Соколова Юлия Александровна — воспитатель
  • Смекалова Надежда Владимировна — воспитатель

Паспорт проекта:

Актуальность: Для современных детей хлеб является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. К сожалению, многие из нас забывают, что необходимо приложить немало усилий, чтобы хлеб появился на столе. В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. Многие современные люди перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека, предпочитая исконно русскому продукту хот-доги, гамбургеры и другой фастфуд. Нам грустно думать о том, что русские традиции – чай с пирогами и блинами – остались в прошлом, поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Вологодский край богат своими хлебными изделиями, что ни район, то свое название: витушки, посыпушки, поливашки, сканцы, шаньги, рогульки, губники, «кулики», заспенники, морковники, пряженики, гороховые сочни! Считаем важным и интересным познакомить дошкольников с разнообразными рецептами и видами выпечки нашего края.

 

Скачать конспект

Ожидаемые результаты:

Сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей у детей старшего дошкольного возраста, задействованных в этом процессе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе. Дети познакомятся и узнают с традициями выпечки пирогов в Вологодской области. Составят альбом «Вологодская выпечка» (семейные традиции).

Цель: Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с традициями выпечки пирогов в Вологодской области. Воспитание бережного отношения к хлебобулочным изделиям, к труду людей, которые его выращивают.

Детская цель: Мы хотим узнать, как из муки получается тесто, и какие выпекают пироги в Вологодской области.

Гипотеза: Если дети узнают, как пекутся пироги в Вологодской области через игровую и познавательную деятельность, они обязательно захотят применить свои знания на практике. Несомненно, будут бережно относится к изделиям из теста и пригласят своих друзей на чай с пирогами.

Задачи:

  • сформировать у детей представления о ценности хлеба
  • расширить и углубить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей

- воспитывать бережное отношения к хлебу.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: 15. 09. 2020 г.- 25. 09. 2020 г.

Используемые технологии:

  • личностно-ориентированные технологии
  • игровые технологии
  • технологии проектной деятельности
  • информационно-коммуникативные технологии
  • технологии развивающего обучения

-здоровьесберегающие технологии.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально — коммуникативное развитие
  • Художественно — эстетическое развитие
  • Физическое развитие

Результативность реализации проекта:

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

  • определение объектов изучения
  • подбор художественной литературы, пословиц и поговорок, загадок о хлебе

- определение уровня знаний детей о хлебе, о традициях выпечки Вологодского края.

- постановка целей и задач проекта.

Основной этап.

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Познавательное развитие:

Беседы:

«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

«Как готовить тесто», «Хлеб наше богатство»

«Промыслы Вологодского края».

НОД:

«Как хлеб на столе появился», «Пироги Вологодской области».

Рассматривание иллюстраций и репродукций:

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;

Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

Работа с лэпбуком «Что мы знаем о хлебе?»

Просмотр видеофильмов:

«Как растет пшеница»;

«Труд комбайнера»;

«По секрету всему свету. Как получается хлеб».

Просмотр мультфильмов:

«Золотые колосья» белорусская сказка;

«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена;

«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Расширение и углубление знаний о профессиях:

  • Агроном;
  • Комбайнер;
  • Пекарь;
  • Кондитер;
  • Продавец.

Опытно – экспериментальная деятельность:

Замешивание теста.

Речевое развитие:

НОД.

Пересказ: Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб», К. Ушинский «Хлеб». Загадки, поговорки.

Грамота. Словесные игры:

«Образование относительных прилагательных» (упражнение в словообразовании прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу, согласование их с существительными),

«Образование родственных слов».

Чтение художественной литературы о хлебе:

  • Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный»,
  • «Колосок»
  • М. Глинская «Хлеб»;
  • В. Ремизов «Хлебный голос»;
  • Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;
  • Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
  • И. Токмакова «Что такое хлеб»;
  • С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»
  • С. Михалков «Булка»
  • Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»; «Хлебный магазин»; «Кулинария».

Дидактические игры:

  • «Назови профессию»;
  • «Что, где растет»;
  • «Что из какой муки испекли?»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Что сначала, что потом»;
  • «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
  • «Как превратить муку в тесто?»;

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная деятельность:

  • рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
  • НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми;
  • НОД. Рисование «Хлебоуборочные машины», «Пироги и ватрушки».
  • Коллективная работа коллаж «У самовара»

Физическое развитие:

Пальчиковые игры:

«Копна», «Как у деда Ермолая», «Отличные пшеничные».

Физкультурные минутки:

«Каравай», «Колосок и зернышки», «Все, что пекарь нам испек».

Заключительный этап:

  • обобщение результатов работы;
  • оформление экспозиции поделок из теста;
  • памятка для родителей правила обращения с хлебом;
  • Создание альбомов: «Вологодская выпечка» (семейные традиции), «Мы печем, печем, печем»
  • Развлечение «Хлеб драгоценность, его береги»

Список используемой литературы:

  1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
  2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.
  3. Сайт: «Родная тропинка: развитие ребенка от рождения до школы»
  4. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
  5. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
  6. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.

Приложение.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: “Как хлеб на столе появился? ”

Цель: закрепление, расширение и обогащение знаний детей о хлебе и егозначении в жизни человека. Формирование у детей четкого понимания роли человеческого труда в производстве хлеба, воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу.

Задачи:

-способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба в жизни человека.

-воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт.

-закрепить знания детей о профессиях хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник и др.

-учить детей создавать красивый образ колоска, развивать чувство формы, мелкую моторику рук.

-развивать творческие способности детей.

-развивать речь, мышление, память

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое

развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Методы и приемы:

Наглядные: показ иллюстраций, мнемосхем, презентация.

Словесные: объяснение, описание, поощрения, использование художественного слова (литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»), пальчиковая гимнастика, физкультминутка, стихи.

Практические: самостоятельное и совместное изготовление поделок, аппликаций.

Материалы и оборудование: проектор, тесто, фартуки и колпаки, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, лэпбук.

Предварительная работа:

Работа по проекту «Что мы знаем о хлебе?», лэпбук «Откуда хлеб пришел?» Чтение художественной литературы.

Структура: вводная часть, основная часть, заключительная часть.

Актуальность:

Актуальность данной темы состоит в том, что у современных детей нет понимания ценностного отношения, к труду человека работающего на сельскохозяйственном поле; хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине. Им трудно понять то, что чтобы вырастить хлеб необходимо приложить много сил и труда.

Ход занятия:

Вводная часть: Организационный момент: воспитатель приглашает детейзанять свои места для проведения занятия. Вдруг раздается телефонный звонок.

Воспитатель: — Дети, минуточку внимания, нам кто-то звонит.

(включается аудиозапись разговора)

Дети из младшей группы: -Здравствуйте уважаемые воспитатели и дети! Вам звонят дети из младшей группы. Мы очень любим есть хлеб и белый, и черный, но не знаем, откуда он появляется в магазине? Вы уже большие и умные, расскажите нам, пожалуйста!

Воспитатель: -Ну, что дети, поможем малышам?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, мы с вами каждый год узнаем что-то новое о хлебе, олюдях, благодаря которым душистый хлеб оказывается у нас на столе. Пришло время рассказать малышам о том, сколько сил и труда нужно приложить, чтобы вкусный и душистый хлеб оказался на столе!

Дети: -Да, расскажем.

Воспитатель: -Дети, давайте скорее прочитаем сказку“Как волк вздумалхлеб печь”. Эта сказка поможет вспомнить, что нужно делать, чтобы получить хлеб.

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

— Дай мне хлеба!

Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:

— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!

— Ладно, — согласился человек и начал учить волка.

— Сперва надо вспахать землю…

— А когда вспашешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо рожь посеять.

— А когда посеешь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.

— А когда вырастет, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её убрать.

— А когда уберёшь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо её смолотить.

— А когда смолотишь, можно уж есть?

— Ещё нет. Надо испечь хлеб.

— А когда испечёшь, можно есть?

— Можно.

Подумал волк, подумал и говорит:

— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

Воспитатель: -Дети, как вы думаете, правду Волку сказали? Если хочешьесть вкусный хлеб, нужно очень много трудиться?

Ответы детей: -Да. Мы это уже знаем!

Воспитатель: -А как рассказать малышам, чтобы они все запомнили?

Дети: -Давайте, пригласим их на экскурсию!

Основная часть.

В группу заходят дети младшей группы.

Воспитатель: -Дети, я предлагаю вместе с малышами скорее отправиться впутешествие на автобусе, во время которого, я уверена, мы сможем получить ответы на многие вопросы.

-Мальчики, что вы хотите увидеть во время нашего путешествия?

Мальчики: -я хочу увидеть, что делает трактор на поле, а я хочу узнать, ктоработает на комбайне, и т.д.

Воспитатель: -Девочки, а вы что хотите узнать?

Девочки: -я хочу узнать, как появляются колоски, а я хочу узнать, кто печетхлеб, и т.д.

Воспитатель: -Дети, занимайте места в автобусе, не забудьте пристегнутьремни безопасности.

Речевая игра «Автобус» (строится автобус из стульев).

- Мы в автобусе сидим, мы сидим- мы сидим.

И окошечко глядим, весело глядим.

А мотор рычит, рычит – р-р-р,

На кого-то он ворчит – д-р-р,

Мчит вперед машина – ж-ж-ж,

Шуршит своими шинами – ш-ш-ш.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год