Познавательный проект «Красна изба углами, а стол Вологодскими пирогами» для детей старшего дошкольного возраста. |
Познание | |||
Автор: Соколова Юлия Александровна Степанова Наталья Геннадьевна Смекалова Надежда Владимировна Постнова Ольга Анатольевна | |||
30.12.2022 17:24 | |||
Познавательный проект «Красна изба углами, а стол Вологодскими пирогами» для детей старшего дошкольного возраста. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №83» г. Череповец 2022 г. Авторы проекта:
Паспорт проекта: Актуальность: Для современных детей хлеб является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. К сожалению, многие из нас забывают, что необходимо приложить немало усилий, чтобы хлеб появился на столе. В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. Многие современные люди перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека, предпочитая исконно русскому продукту хот-доги, гамбургеры и другой фастфуд. Нам грустно думать о том, что русские традиции – чай с пирогами и блинами – остались в прошлом, поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Вологодский край богат своими хлебными изделиями, что ни район, то свое название: витушки, посыпушки, поливашки, сканцы, шаньги, рогульки, губники, «кулики», заспенники, морковники, пряженики, гороховые сочни! Считаем важным и интересным познакомить дошкольников с разнообразными рецептами и видами выпечки нашего края.
Ожидаемые результаты: Сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей у детей старшего дошкольного возраста, задействованных в этом процессе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе. Дети познакомятся и узнают с традициями выпечки пирогов в Вологодской области. Составят альбом «Вологодская выпечка» (семейные традиции). Цель: Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с традициями выпечки пирогов в Вологодской области. Воспитание бережного отношения к хлебобулочным изделиям, к труду людей, которые его выращивают. Детская цель: Мы хотим узнать, как из муки получается тесто, и какие выпекают пироги в Вологодской области. Гипотеза: Если дети узнают, как пекутся пироги в Вологодской области через игровую и познавательную деятельность, они обязательно захотят применить свои знания на практике. Несомненно, будут бережно относится к изделиям из теста и пригласят своих друзей на чай с пирогами. Задачи:
- воспитывать бережное отношения к хлебу. Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Сроки реализации проекта: 15. 09. 2020 г.- 25. 09. 2020 г. Используемые технологии:
-здоровьесберегающие технологии. Интеграция образовательных областей:
Результативность реализации проекта: Этапы проекта. Подготовительный этап:
- определение уровня знаний детей о хлебе, о традициях выпечки Вологодского края. - постановка целей и задач проекта. Основной этап. Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребёнка всех образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта. Познавательное развитие: Беседы: «Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом» «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?» «Как готовить тесто», «Хлеб наше богатство» «Промыслы Вологодского края». НОД: «Как хлеб на столе появился», «Пироги Вологодской области». Рассматривание иллюстраций и репродукций: Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»; Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»; Работа с лэпбуком «Что мы знаем о хлебе?» Просмотр видеофильмов: «Как растет пшеница»; «Труд комбайнера»; «По секрету всему свету. Как получается хлеб». Просмотр мультфильмов: «Золотые колосья» белорусская сказка; «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена; «Чудо – мельница!» русская народная сказка. Расширение и углубление знаний о профессиях:
Опытно – экспериментальная деятельность: Замешивание теста. Речевое развитие: НОД. Пересказ: Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб», К. Ушинский «Хлеб». Загадки, поговорки. Грамота. Словесные игры: «Образование относительных прилагательных» (упражнение в словообразовании прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу, согласование их с существительными), «Образование родственных слов». Чтение художественной литературы о хлебе:
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Хлебный магазин»; «Кулинария». Дидактические игры:
Художественно-эстетическое развитие: Изобразительная деятельность:
Физическое развитие: Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая», «Отличные пшеничные». Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки», «Все, что пекарь нам испек». Заключительный этап:
Список используемой литературы:
Приложение. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: “Как хлеб на столе появился? ” Цель: закрепление, расширение и обогащение знаний детей о хлебе и егозначении в жизни человека. Формирование у детей четкого понимания роли человеческого труда в производстве хлеба, воспитание уважительного и бережного отношения к хлебу. Задачи: -способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба в жизни человека. -воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт. -закрепить знания детей о профессиях хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник и др. -учить детей создавать красивый образ колоска, развивать чувство формы, мелкую моторику рук. -развивать творческие способности детей. -развивать речь, мышление, память Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Методы и приемы: Наглядные: показ иллюстраций, мнемосхем, презентация. Словесные: объяснение, описание, поощрения, использование художественного слова (литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»), пальчиковая гимнастика, физкультминутка, стихи. Практические: самостоятельное и совместное изготовление поделок, аппликаций. Материалы и оборудование: проектор, тесто, фартуки и колпаки, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, лэпбук. Предварительная работа: Работа по проекту «Что мы знаем о хлебе?», лэпбук «Откуда хлеб пришел?» Чтение художественной литературы. Структура: вводная часть, основная часть, заключительная часть. Актуальность: Актуальность данной темы состоит в том, что у современных детей нет понимания ценностного отношения, к труду человека работающего на сельскохозяйственном поле; хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине. Им трудно понять то, что чтобы вырастить хлеб необходимо приложить много сил и труда. Ход занятия: Вводная часть: Организационный момент: воспитатель приглашает детейзанять свои места для проведения занятия. Вдруг раздается телефонный звонок. Воспитатель: — Дети, минуточку внимания, нам кто-то звонит. (включается аудиозапись разговора) Дети из младшей группы: -Здравствуйте уважаемые воспитатели и дети! Вам звонят дети из младшей группы. Мы очень любим есть хлеб и белый, и черный, но не знаем, откуда он появляется в магазине? Вы уже большие и умные, расскажите нам, пожалуйста! Воспитатель: -Ну, что дети, поможем малышам? Дети: Да. Воспитатель: Дети, мы с вами каждый год узнаем что-то новое о хлебе, олюдях, благодаря которым душистый хлеб оказывается у нас на столе. Пришло время рассказать малышам о том, сколько сил и труда нужно приложить, чтобы вкусный и душистый хлеб оказался на столе! Дети: -Да, расскажем. Воспитатель: -Дети, давайте скорее прочитаем сказку“Как волк вздумалхлеб печь”. Эта сказка поможет вспомнить, что нужно делать, чтобы получить хлеб. Однажды встретил волк в лесу человека и просит: — Дай мне хлеба! Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку: — Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня! — Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю… — А когда вспашешь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо рожь посеять. — А когда посеешь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет. — А когда вырастет, можно уж есть? — Ещё нет. Надо её убрать. — А когда уберёшь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо её смолотить. — А когда смолотишь, можно уж есть? — Ещё нет. Надо испечь хлеб. — А когда испечёшь, можно есть? — Можно. Подумал волк, подумал и говорит: — Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь. Воспитатель: -Дети, как вы думаете, правду Волку сказали? Если хочешьесть вкусный хлеб, нужно очень много трудиться? Ответы детей: -Да. Мы это уже знаем! Воспитатель: -А как рассказать малышам, чтобы они все запомнили? Дети: -Давайте, пригласим их на экскурсию! Основная часть. В группу заходят дети младшей группы. Воспитатель: -Дети, я предлагаю вместе с малышами скорее отправиться впутешествие на автобусе, во время которого, я уверена, мы сможем получить ответы на многие вопросы. -Мальчики, что вы хотите увидеть во время нашего путешествия? Мальчики: -я хочу увидеть, что делает трактор на поле, а я хочу узнать, ктоработает на комбайне, и т.д. Воспитатель: -Девочки, а вы что хотите узнать? Девочки: -я хочу узнать, как появляются колоски, а я хочу узнать, кто печетхлеб, и т.д. Воспитатель: -Дети, занимайте места в автобусе, не забудьте пристегнутьремни безопасности. Речевая игра «Автобус» (строится автобус из стульев). - Мы в автобусе сидим, мы сидим- мы сидим. И окошечко глядим, весело глядим. А мотор рычит, рычит – р-р-р, На кого-то он ворчит – д-р-р, Мчит вперед машина – ж-ж-ж, Шуршит своими шинами – ш-ш-ш.
|