Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. |
Познание | |||
Автор: Молозина Татьяна Викторовна | |||
05.12.2022 07:59 | |||
Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Автор: Молозина Татьяна Викторовна. Г.Саров, Нижегородская область. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается уже исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения в мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условие для развития познавательной активности. На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов для развития познавательной активности детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Основное предназначение этого метода – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В основе проектной деятельности – заложенная природой, любознательность детей, и задача данной деятельности заключается в дальнейшем развитии их познавательного интереса, умения самостоятельно применять полученные представления в различных ситуациях, получать и анализировать нужную информацию из различных источников, пополнять недостающие знания, овладевать необходимыми умениями. Так же участие дошкольников в проектной деятельности помогает им почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить свою индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. Предлагаемый проект представляет систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков и умений детей старшего дошкольного возраста. Данный проект реализован в МБДОУ «Детский сад №31» город Саров Нижегородской области. Паспорт проекта «Почему взрываются вулканы?». Название Проекта «Почему взрываются вулканы?». Вид Проекта Исследовательский. Тип Проекта Среднесрочный. Сроки реализации проекта с 18. 01. 2021 по 29. 01. 2021 Участники Проекта Дети старшей группы «Звездочка», родители. Цель Проекта Цель: обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через проектную деятельность. Задачи Проекта -Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта – вулкана. -Развивать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы. -Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. -Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к миру. -Формировать позитивную позицию родителей в развитии познавательной активности детей через проектную деятельность. Ожидаемые результаты Участники проекта получат представления о вулкане, с помощью опыта создадут интересное природное явление – извержение вулкана, обобщать и систематизируют свои знания о природе извержения вулкана. Итогом проекта будет создание выставки макетов вулкана. Аннотация содержания Проект посвящен изучению вулканов, причин извержения вулканов и их последствий, формированию представлений об опасности и пользе вулканических извержений.
Введение. Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул развитию Н.С. Лейтес. В нашем современном мире, я, как педагог, вижу стремительное взросление дошколят. Дети очень часто и легко справляются с задачами не по возрасту. Однажды, расшалившимся воспитанникам я сказала, что могу взорваться, как вулкан. «Ух ты! А как это?». И тут же у пытливых и любознательных детей появилось желание узнать побольше о таинственном чуде под названием «Вулкан». Вулканы таят в себе много тайн, а все неизвестное всегда притягивало человечество. Дети проявили интерес к данному природному явлению, возникло множество вопросов: «Что такое вулкан?», «Почему вулканы извергаются?», «Как это явление происходит?», «Опасно ли извержение вулкана для человечества?». Так началась наша исследовательская работа: «Почему и как извергаются вулканы?». Знания, полученные в процессе данной работы, помогут детям осмыслить то, что на Земле, в том числе и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на изменение ее рельефа, на живые организмы, в том числе и на жизнь человека. 2. Актуальность Проекта. В соответствии с ФГОС одной из актуальных задач является создание в ДОУ педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития. Современная система организации познавательной деятельности должна быть ориентирована на становление поисково – исследовательской активности ребенка, развитие мотивации на самостоятельный поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром. Согласно целевым ориентирам по ФГОС «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать…». Основной путь познавательного развития ребенка – его собственная познавательная активность, в основе которой лежит потребность в новых впечатлениях и знаниях, проявляющихся сначала как любопытство, затем как устойчивый познавательный интерес. Поэтому, именно проектная деятельность способствует саморазвитию свободной творческой личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Почему взрываются вулканы?». Именно этот вопрос вызвал у детей активный познавательный интерес, способствовал проявлению инициативы и самостоятельности в поиске ответа. Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности высокоинтеллектуальные, ответственные, творческие, инициативные, способные самостоятельно ставить цели и активно их реализовывать. 3. Цели, задачи Проекта, ожидаемые результаты и продукты. Цель: обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через проектную деятельность. Задачи.
Ожидаемые результаты.
Продукт. Выставка макетов вулканов. 4. Принципы реализации Проекта: В основу данного проекта положены следующие идеи: В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
5. Ресурсное обеспечение Проекта Нормативно-правовые ресурсы.
|