Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Познание
Автор: Молозина Татьяна Викторовна   
05.12.2022 07:59

Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Автор: Молозина Татьяна Викторовна. Г.Саров, Нижегородская область.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается уже исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянные стремления наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения в мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условие для развития познавательной активности.

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов для развития познавательной активности детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Основное предназначение этого метода – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В основе проектной деятельности – заложенная природой, любознательность детей, и задача данной деятельности заключается в дальнейшем развитии их познавательного интереса, умения самостоятельно применять полученные представления в различных ситуациях, получать и анализировать нужную информацию из различных источников, пополнять недостающие знания, овладевать необходимыми умениями.

 Скачать конспект

Так же участие дошкольников в проектной деятельности помогает им почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить свою индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Предлагаемый проект представляет систему образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие познавательно – исследовательских навыков и умений детей старшего дошкольного возраста.

Данный проект реализован в МБДОУ «Детский сад №31» город Саров Нижегородской области.

Паспорт проекта «Почему взрываются вулканы?».

Название Проекта «Почему взрываются вулканы?».

Вид Проекта Исследовательский.

Тип Проекта Среднесрочный.

Сроки реализации проекта с 18. 01. 2021 по 29. 01. 2021

Участники Проекта Дети старшей группы «Звездочка», родители.

Цель Проекта Цель: обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через проектную деятельность.

Задачи Проекта

-Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта – вулкана.

-Развивать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы.

-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

-Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к миру.

-Формировать позитивную позицию родителей в развитии познавательной активности детей через проектную деятельность.

Ожидаемые результаты

Участники проекта получат представления о вулкане, с помощью опыта создадут интересное природное явление – извержение вулкана, обобщать и систематизируют свои знания о природе извержения вулкана.

Итогом проекта будет создание выставки макетов вулкана.

Аннотация содержания Проект посвящен изучению вулканов, причин извержения вулканов и их последствий, формированию представлений об опасности и пользе вулканических извержений.

  1. Введение.
  2. Актуальность проекта.
  3. Цели, задачи Проекта.
  4. Ожидаемые результаты и продукты.
  5. Принципы реализации Проекта.
  6. Ресурсы.
  7. Этапы реализации проекта программы.
  8. Выводы.
  9. Литература.
  10. Приложения.

Введение.

Детская любознательность, если ее удается

сохранить, дает постоянный стимул развитию

Н.С. Лейтес.

В нашем современном мире, я, как педагог, вижу стремительное взросление дошколят. Дети очень часто и легко справляются с задачами не по возрасту.

Однажды, расшалившимся воспитанникам я сказала, что могу взорваться, как вулкан. «Ух ты! А как это?». И тут же у пытливых и любознательных детей появилось желание узнать побольше о таинственном чуде под названием «Вулкан». Вулканы таят в себе много тайн, а все неизвестное всегда притягивало человечество. Дети проявили интерес к данному природному явлению, возникло множество вопросов: «Что такое вулкан?», «Почему вулканы извергаются?», «Как это явление происходит?», «Опасно ли извержение вулкана для человечества?». Так началась наша исследовательская работа: «Почему и как извергаются вулканы?».

Знания, полученные в процессе данной работы, помогут детям осмыслить то, что на Земле, в том числе и в России есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на изменение ее рельефа, на живые организмы, в том числе и на жизнь человека.

2. Актуальность Проекта.

В соответствии с ФГОС одной из актуальных задач является создание в ДОУ педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития. Современная система организации познавательной деятельности должна быть ориентирована на становление поисково – исследовательской активности ребенка, развитие мотивации на самостоятельный поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром. Согласно целевым ориентирам по ФГОС «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать…». Основной путь познавательного развития ребенка – его собственная познавательная активность, в основе которой лежит потребность в новых впечатлениях и знаниях, проявляющихся сначала как любопытство, затем как устойчивый познавательный интерес. Поэтому, именно проектная деятельность способствует саморазвитию свободной творческой личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Почему взрываются вулканы?». Именно этот вопрос вызвал у детей активный познавательный интерес, способствовал проявлению инициативы и самостоятельности в поиске ответа.

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности высокоинтеллектуальные, ответственные, творческие, инициативные, способные самостоятельно ставить цели и активно их реализовывать.

3. Цели, задачи Проекта, ожидаемые результаты и продукты.

Цель: обеспечение условий для развития познавательной активности дошкольников через проектную деятельность.

Задачи.

  1. Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта – вулкана.
  2. Развивать способность детей ставить вопросы и получать на них ответы.
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  4. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к окружающему миру.
  5. Формировать позитивную позицию родителей в развитии познавательной активности детей через проектную деятельность.
  6. Активизировать пути сотрудничества семьи и ДОО.

Ожидаемые результаты.

  1. Дети получать представления о природном явлении — вулкан.
  2. С помощью опыта создадут интересное природное явление – извержение вулкана.
  3. Развитие социальных навыков детей: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнеров, отстаивать свою правоту.
  4. Развитие инициативы, самостоятельности, творческой активности.

Продукт.

Выставка макетов вулканов.

4. Принципы реализации Проекта:

В основу данного проекта положены следующие идеи:

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (познавательной, речевой, социально – коммуникативной, художественно-эстетической, физической).

5. Ресурсное обеспечение Проекта

Нормативно-правовые ресурсы.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01. 12. 2007 № 309-ФЗ.
  • СанПиН.
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
  • ФГОС.
  • Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год