Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении. |
Познание | |||
Автор: Трегубова Екатерина Ивановна | |||
02.11.2022 12:15 | |||
Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении. Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности. Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка. А. Г. Асмолов. Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых. Ранняя профориентация в дошкольном образовании – запускающий механизм, который успешно влияет на дальнейшее профессиональное самоопределение и образование. Цель ДОУ в организации ранней профориентации в создании мотивирующей профориентированной образовательной среды формирование которого обеспечит ему ценностное отношение к профессиям взрослых и, так или иначе, повлияет на выбор профессии в будущем.
Система работы по ранней профориентации закладывается воспитателем в рабочую программу и календарно-тематический план в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В помощь воспитателю для отбора задач для календарного планирования предложены примерные формулировки задач для разных возрастных групп. Задачи профориентационной работы с детьми 2–3 лет
Задачи профориентационной работы с детьми 3–4 лет
Задачи профориентационной работы с детьми 4–5 лет
Задачи профориентационной работы с детьми 5–6 лет
Задачи профориентационной работы с детьми 6–7 лет
Знакомить детей с профессиями стоит начинать с раннего возраста. И не смотря на меняющиеся годовые задачи работу по профориентации необходимо продолжать. Мы считаем, что детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, педагоги не только расширяют общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формируют у них определенный элементарный опыт. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем и для этого нужны специальные условия. При организации предметно развивающей среды во всех возрастных группах были соблюдены следующие принципы:
Все центры оснащены развивающим материалом, с учетом разновозрастной группы детей детского сада, где педагог помогает создавать условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей и обеспечить комплексное решение задач социального –педагогического направления по ранней профориентации детей. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому, нами, начиная с младшего возраста, проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, и мы делаем все, чтобы их опыт и знакомство было более красочнее. Безусловно, знакомство с профессиями проходит в беседах, в образовательной деятельности, где любой ребенок может почувствовать себя поваром или врачом, через чтение художественной литературы, дидактические игры (круги Луллия, чей предмет и т.д.). Все это эффективно, когда предметно-пространственная среда обогащена всем необходимым для познания профессий. Чем разнообразнее представления детей о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для них:
А так же, для расширения и закрепления знаний детям предлагается разнообразный дидактический материал. Книжки со стихотворениями, карточки, альбомы и пазлы помогают легко запомнить особенности каждой профессии. «Облако с заданиями» в приемной подсказывает или помогает вспомнить детям какие бывают профессии. Наличие необходимых костюмов и атрибутов для игр помогает детям более глубже погрузиться в мир каждой профессии. Вся эта работа проходит, конечно, совместно с родителями, желающими сделать этот мир для своих детей красочней и интересней! Основой ранней профориентации является формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Например, посредством виртуальных экскурсий, дидактических, интерактивных и сюжетно-ролевых игр, как традиционных так и современных: «Онлайн-доктор», «Космическая заправка», «Зоопарк будущего». Современным дошкольникам интересны такие профессии как: блогеры, военные, мастера услуг в салонах красоты, сотрудники медицины, артисты и повара, ландшафтные дизайнеры и археологи. Чтобы задачи профориентационной работы с детьми реализовывались успешно в образовательный процесс мы привлекаем семьи воспитанников повышая их заинтересованность в современных детских потребностях. Совместные проекты, информационные стенды и консультации помогают родителям разобраться в важности и актуальности ранней профориентации. (Например наш детский сад принял участие в масштабном проекте СУЭК «Мир угля», в котором родители рассказали, показали детям о своей профессии.) Каждый предприимчивый детский сад должен организовывать работу со всеми участниками образовательного процесса таким образом, чтобы результатом были дети готовые в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, смело вступить в самостоятельную жизнь. Потому что современное общество хочет, чтобы дети понимали, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни.
|