Практико – ориентированный и познавательный проект «Квест технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Белкина Анжелика Анатольевна | |||
31.10.2022 13:08 | |||
Практико – ориентированный и познавательный проект «Квест технологии в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Семицветик» Педагог: Белкина А.А. г. Новый Уренгой 2021-2022 уч. год РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: Возраст детей: 5-7 лет Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Тип проекта: практико – ориентированный и познавательный Вид проекта: долгосрочный Длительность проекта: сентябрь – май Пояснительная записка: На этапе внедрения ФГОС ДО в систему дошкольного образования актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Стандарта. Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образовательного процесса. В нашем учреждении образовательная деятельность осуществляется на основе «Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (в соответствии с ФГОС ДО). Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка. Реализация целей и задач программы возможна только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка. Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей. Педагогу порой сложно подобрать такие методы и технологии работы, которые бы соответствовали принципам и задачам Стандарта и в то же время были интересны детям. В своей педагогической деятельности мы стараемся, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, мы отталкиваемся в первую очередь от интересов, и предпочтений наших воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие. У нас не раз возникал вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?» Актуальность Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет мы натолкнулись на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест. Проанализировав информационные источники, мы сделали несколько выводов:
Новизна Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является Квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей. Цель: Изучить и применить квест-технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи:
Немного истории… Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Квесты чаще всего называют «бродилками», поскольку для достижения цели нужно ходить и что-то искать, решать какую-то головоломку в определенной ситуации для перехода на следующий этап. Квесты рассчитаны на широкую аудиторию всех возрастов:
Проанализировав различные литературные источники по данной теме, мы отметили, что, как и любая педагогическая технология, квест имеет свою классификацию и принципы. Классификация квестов По форме проведения квесты бывают: а) компьютерные – представляют собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий; б) веб-квесты – направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб — продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.); в) QR-квесты – направлены на использование QR-кодов; г) медиа-квесты – направлены на поиск и анализ медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото и видео квесты; д) квесты на природе (улицах, парках ит. д.); е) комбинированные. По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме. По сроку реализации квесты различают: краткосрочные – цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно – три занятия; долгосрочные – цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок. По форме работы: групповые, индивидуальные. По предметному содержанию: моно квест, межпредметный квест. По структуре сюжетов различают: линейные, штурмовые, кольцевые. По информационно образовательной среде традиционная образовательная среда, виртуальная образовательная среда. По доминирующей деятельности воспитанников: исследовательский квест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой квест. Принципы построения квестов для детей дошкольного возраста
Причем принципы данной технологии соответствуют принципам ФГОС ДО, что, подчеркивает значимость и актуальность данной технологии для применения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. При подготовке и организации квест – игры необходимо четко соблюдать структуру построения квеста. Алгоритм организации и проведения квест – игры это своего рода сценарий, который должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей. Структура квеста
Алгоритм организации и проведения квест-игры:
- Кто, какой, какие они — дети моей группы? 3. Сформулировать проблему - Чего сейчас не хватает данной группе, что они не умеют, не знают? 4. Определить цель игры. - Ради чего проводится игра? Какого результата мы хотим достичь? 5. Определить задачи — шаги, позволяющие достичь цели - Как и за счет чего цель будет достигнута? 6. Создать тематический план - Какие темы, формы работы, техники мы используем для реализации каждой задачи? Сколько потребуется времени на проработку каждой темы 7. Разработать сценарий, выбрать место проведения игры - В какой последовательности, с учетом логики тренинга, групповой динамики и времени проведения, будут расположены выбранные формы работы? 8. Определиться с материалами и условиями, подготовить дидактические и раздаточные материалы, реквизиты для игры. 9. Назначить дату, заинтересовать участников игры. 10. Проведение игры. 11. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и пр.) 12. Провести анализ полученных результатов (слабые, сильные стороны, возможности и угрозы). Квест – игра имеет ряд особенностей:
При организации квест-игры для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
Квест — игра требует хорошо продуманной РППС, поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Создание среды — первый шаг к достижению поставленной цели.
|